Коротко о сути конфликта: Руководство агрохолдинга потеряло общий язык с руководителем дочернего предприятия «Добробут» Александром Коваленко – его обвинили в том, что он выполнял социальные обязательства, данные пайщикам – бесплатно обрабатывал их приусадебные участки, давал авансы в случае крайней необходимости или беды. В результате Коваленко уволился и открыл свою собственную компанию, куда потянулись селяне, привыкшие ему доверять.
Чтобы наказать и проучить защитника пайщиков – «Астарта Киев» подала на А.Коваленко в суд с требованием компенсировать 56 000 000 гривен.
Пока Коваленко судится с «Астартой», местные жители стали заложниками ситуации – например, ранее А.Коваленко бесплатно обрабатывал их наделы, теперь же пенсионерам, которые остались в “Астарте”, приходится самым арендовать дорогую технику.
Почувствовав несправедливость в социальных вопросах, пайщики начали массово расторгать договоры с «Астартой», но руководство агрохолдинга добилось наложения ареста на примерно 9000 паев и теперь восьмидесятилетних стариков таскают по судам:

(Видео-комментарий пайщиков)
А жители села Шамраевка рассказали, как в нарушение всех норм безопасности фирма «Добробут» (дочернее предприятие «Астарты-Киев») разместила склад удобрений рядом со школой, детским садом и прудом, где выращивают рыбу. Они обещают перекрыть трассу, если власть и правоохранительные органы не обратят внимание на их требования.

Что же произошло? Местные жители много лет отдавали свои паи «Добробуту», филиалу «Астарты-Киев» – во время директорства Коваленко. В то время приоритетом была не эксплуатация земли селян, «Добробут» последовательно создавал рабочие места, отбирал лучших из лучших, действовало шестнадцать производственных подразделений. Когда власть сменилась, в Киеве их решили сократить до четырех.

Мы решили приехать в Козельщину, где находится офис «Партнер Агро Груп», новой фирмы Александра Коваленко, и пообщаться с ним:

«Я уже неоднократно говорил, необходимо системно менять стратегию работы с общинами, чьи паи мы берем в аренду. Во-первых, арендная плата должна быть конкурентной. Во-вторых, рабочая инфраструктура должна существовать на арендованной земле, то есть мы именно здесь должны создавать рабочие места – это и было преимуществом, которое мы предлагали, когда договаривались с общинами.

А что сделала «Астарта-Киев» за год на землях «Добробута»? Из шестнадцати подразделений осталось четыре. Они этим людей только озлобляют, только усложняют ситуацию», – рассказывает Александр Коваленко.

Но все же мы живем в мире рыночных отношений, если экономически выгодно отказываться от неэффективных участков, то как с этим поспоришь? Коваленко объясняет:

«Мы также проводили несколько раз укрупнения, но это не было болезненным для людей. Новые расстояния до рабочих мест были умными, не такими, как с Шенгуров до Бреусовки».

Кроме того, государство сократило социальное финансирование села – в два-три раза. Коваленко уверен, что именно агропредприятия должны взять ответственность на себя: «Взять сельские дороги. Во время вывоза сахарной свеклы действительно разрушаются дороги. И где взять деньги на их восстановление? На сельскую социальную инфраструктуру даются копейки (примерно от 50 до 70 гривен на гектар) – и сюда входит все, и вывоз мусора, содержание свалок, уборка снега. Раньше это было 150 гривен, сократили финансирование».

Поэтому разрушать на селе рабочие места – это выигрывать в краткосрочной перспективе, одновременно ставя крест на развитии.

И последний штрих – о понимании социальной ответственности «Астартой-Киев». Александр Коваленко рассказал, как руководство перестало возить детей в школу, потому что в Марьяновке отказались отдать все без остатка паи.

«В Марьяновке закрыли школу. И когда встал вопрос о закрытии, я был гарантом того, что мы будем подвозить детей из Марьяновки в школу Вакуловки. И мы обещание выполняли – это было не затратно и организационно не сложно. Но наступил 2018 (когда Коваленко ушел из «Астарты», – НП) и в «Добробуте» сказали: вы не отдали нам все паи, следовательно, мы не будем возить детей в школу! Они в пределах этого сельсовета арендуют 2000 гектар. А селяне недодали всего 57! И за это бросить детей? Люди возмутились: «Что вы, нас шантажируете?»

Понимая катастрофичность ситуации – А.Коваленко самостоятельно купил Марьяновке «Газель», и теперь школьников развозят. Он заканчивает:

«На Полтавщине уже наломали дров, трудно исправить. И я говорю: подумайте, что делать дальше! Чтобы на других предприятиях холдинга «Астарта» не получилось так, как в «Добробуте»!

Ярослав Гребенюк

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Loading...