Журналист НАРОДНОЙ ПРАВДЫ продолжает исследовать хозяйственные споры между агрохолдингом «Астарта-Киев» и селянами Полтавщины. 

Вкратце суть конфликта такова. Руководство агрохолдинга потеряло общий язык с руководителем дочернего предприятия «Добробут» Александром Коваленко – его обвинили в том, что он выполнял социальные обещания, данные пайщикам – бесплатно обрабатывал их приусадебные участки, давал авансы в случае крайней надобности или беды. Коваленко открыл свою компанию и туда потянулись селяне, привыкшие ему доверять.

Пока Коваленко судится с «Астартой» жители оказались заложниками ситуации – к примеру, Коваленко бесплатно обрабатывал их наделы, теперь же пенсионерам приходится нанимать самим дорогостоящую технику https://narodna-pravda.ua/2019/02/26/selyani-poltavshhini-zvinuvachuyut-astartu-kiyiv-v-nelyudskomu-stavlenni-i-pidrobtsi-pidpisiv-na-dogovorah-orendi/ .

Когда пайщики начали массово разрывать договоры с «Астартой», руководство добилось наложения ареста на примерно 9000 паев, теперь восьмидесятилетних стариков таскают по судам. https://narodna-pravda.ua/ru/2019/03/04/selyane-poltavshhiny-rasskazali-kak-astarta-kiev-terroriziruet-ih-sudebnymi-iskami/

И, наконец, жители села Шамраевка рассказали, как в нарушение всех норм безопасности фирма «Добробут» (дочернее предприятие «Астарты-Киев») разместила склад удобрений рядом со школой, детским садом и прудом, где выращивают рыбу. Они обещают перекрыть трассу, если власть и правоохранители не обратят внимание на их требования. https://narodna-pravda.ua/ru/2019/03/06/selyane-poltavshhyny-obeshhayut-perekryt-trassu-esly-astarta-kyev-ne-uberet-pestytsydy/

Предлагаем четвертую часть репортажа – что стало с некогда совхозом-миллионером «Передовик» после недавнего «укрупнения».

Село Шенгуры Кобелятского района в середине дня. Множество зданий, хозяйственных построек, помещений для ухода за скотом. Сельсовет, магазин – все это не в запущенном состоянии. Но в центре села – никого, проезжает одинокая велосипедистка, у магазина курит несколько мужиков. Удается поговорить с Ириной, продавцом:

«В советское время в Шенгурах был совхоз «Передовик» – и правда у него было чему поучится, перенять передовой опыт. Мясо наше славилось, были фермы, тридцать тысяч свиней, коровы, молоко сдавали на молокозавод в Озерное. Да и последние годы шли неплохо: тракторная бригада, автозаправочная станция, более ста человек в «Добробуте» работало. А вот смотрите, что сейчас осталось – в центре никого, а обычно тут бурлила жизнь. Еще четыре месяца назад нам клялись, что после укрупнения будет все работать – а теперь вывезли всю технику».

Что же произошло? Местные жители много лет отдавали свои паи «Добробуту», филиалу «Астарты-Киев» – при Коваленко. В то время приоритетом была не эксплуатация земли крестьян, «Добробут» последовательно создавал рабочие места, отбирал лучших из лучших, действовало шестнадцать производственных подразделений. Когда власть поменялась, в Киеве решили из шестнадцати подразделений оставить четыре.

Технику вывезли, это сделать легко. Но что же сделать с людьми? Часть рабочих мест сократили, но все же предложили варианты – от которых люди массово отказались. Один из них – ездить на работу из Шангуров в Бреусовку, в другой район, за шестьдесят километров.  Тракторист Александр рассказывает, что вариант ездить каждый день за тридевять земель устроил человек десять, остальные пошли на биржу труда,  .

«Но на бирже труда тоже не будут долго держать. Три раза предложат ту же работу в «Добробуте» – откажешься и попадешь на улицу. Ну, а ездить в Бреусовку – это в шесть утра встал, в семь вечера домой вернулся. И не поешь нормально – а у нас, пока все не разорили, в страду было бесплатное трехразовое питание, из нашей же свинины», – рассказывает Александр. Его поддерживает односельчанин: «А то еще такое бывает, в других селах, где тоже укрупнили. Привозят людей на работу, и, допустим, ты смену отработал, а потом жди машину часа два. А потом развозить-то людей будут от села к селу, по очереди, – вот и катаешься по области еще часа полтора».

Заходим в сельский магазин, смотрим цены – они такие же, как в столице. Затем продавец Ирина подает две тетради – одна полностью исписанная, вторая – начатая. Это долги селян за продукты. Конечно, можно сказать, что такие тетради есть и в любой киевской «круглосутке». Это так, и все же разница огромна – в Киеве подобные списки формируют в основном здоровые мужики, пропившиеся деньги, не дотянув до зарплаты.

А в селе, где нет работы, просто нет денег, и просто негде их взять, чтобы купить булку хлеба, бутылку постного масла. В списке – много детских долгов, школьники берут после занятий какую-то мелочь. Но видим и впечатляющие цифры – «7800».

«Бывает и до тридцати тысяч доходит», – уверяет Ирина.

Покинув Шенгуры, специально проехали большую часть пути до Бреусовки, чтобы почувствовать себя в роли рабочих, которые ежедневно отматывают сто двадцать километров. Дороги настолько ужасны, что не всякий горожанин может себе такое вообразить. В непогоду, распутицу микроавтобус едет неимоверно медленно, шофер опасается оставить здесь колеса. Представим, как жители села Шенгуры возвращаются по этой дороге зимой, то есть уже затемно.

Приезжаем в Козельщину, где находится офис «Партнер Агро Групп», новой фирмы Александра Коваленко, беседуем с ним:

«Я уже говорил неоднократно, нужно системно менять стратегию работы с общинами, чьи паи мы берем в аренду. Во-первых, арендная плата должна быть конкурентной. Во-вторых, рабочая инфраструктура должна существовать на арендованной земле, то есть мы именно здесь должны создавать рабочие места – это и было преимуществом, которое мы предлагали, когда договаривались с общинами.

А что сделала «Астарта-Киев» за год на землях «Добробута»? Из шестнадцати подразделений осталось четыре. Они этим людей только ожесточают, только накаляют ситуацию», – рассказывает Александр Коваленко.

Но все же мы живем в мире рыночных отношений, если экономически выгодно отказываться от неэффективных участков, то как с этим поспоришь? Коваленко объясняет:

«Мы также делали несколько раз укрупнения, но это не было болезненным для людей. Новые расстояния до рабочих мест были разумными, не такими, как из Шенгуров до Бреусовки».

Кроме того, государство сократило социальное финансирование села – в два-три раза. Коваленко уверен, что именно агропредприятия должны принять ответственность на себя: «Взять сельские дороги. Во время вывоза сахарной свеклы действительно разрушаются дороги. И где взять деньги на их восстановление? На сельскую социальную инфраструктуру даются копейки (примерно от 50 до 70 гривен на гектар) – и сюда входит все, и вывоз мусора, и содержание свалок, и уборка снега. Раньше это было 150 гривен – сократили финансирование!»

Поэтому разрушать на селе рабочие места – это выигрывать в краткосрочной перспективе, одновременно ставя крест на развитии.

И последний штрих – о понимании социальной ответственности «Астартой-Киев». Александр Коваленко рассказал, как руководство перестало возить детей в школу, потому что в Марьяновке отказались отдать все без остатка паи.

«В Марьяновке закрыли школу. И когда встал вопрос о закрытии, я был гарантом того, что мы будем подвозить детей из Марьяновки в школу Вакуловки. И мы обещание выполняли – это было не затратно и организационно не сложно. Но наступил 2018 год (когда Коваленко ушел из «Астарты», – НП) и в «Добробуте» сказали: вы не отдали нам все паи, следовательно, мы не будем возить ваших детей в школу! Они в пределах этого сельсовета арендуют 2000 гектар. А селяне недодали всего 57! И за это бросить детей? Люди возмутились: «Что вы, нас шантажируете?»

Коваленко купил марьяновцам «Газель», школьников развозят. Он заканчивает:

«На Полтавщине уже наломали дров, трудно поправить. И я говорю: подумайте, что делать дальше! Чтобы на других предприятиях холдинга «Астарта» не получилось так, как в «Добробуте»!

Ярослав ГРЕБЕНЮК

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.