Реформы на «Укрзализныци» (УЗ) отрезали от инфраструктуры почти 90% линейных элеваторов. Об этом в интервью «АПК-Информ» рассказал Валерий Ткачев, заместитель директора по логистике ТД «Дельта Вилмар».

Речь идет о пересмотре общей модели логистики зерна по железной дороге. Для повышения своей эффективности УЗ решила перейти от повагонной отправки зерна со всех имеющихся станций к маршрутной отправке с ограниченного количества пунктов.

Эксперт объясняет, что маршрутная отправка предусматривает загрузку целого состава поезда с 54 вагонов в сутки (около 3600 т зерна). Конечно, такую возможность имеют не все элеваторы, а примерно 70 или около 6-9% от их общего количества.

«Принадлежат эти элеваторы ограниченному количеству компаний (в основном 6-8 крупным игрокам)», — констатирует Ткачев, добавляя, что как раз эти компании всецело поддерживают новую инициативу УЗ. Они получили конкретное конкурентное преимущество в виде исключительного доступа к ж/д логистике.

Кроме того, УЗ закрыла 99 из 530 станций, которые осуществляли операции с зерном. Они классифицированы как малодеятельны и убыточны. Однако Ткачев отмечает, что «малодеятельными» эти станции стали потому, что сама УЗ не подавала туда в необходимом количестве подвижной состав под загрузку зерна.

При этом кроме логистических проблем зерновой рынок получит еще и экономические.

«Вместо 960 полноценных торговых площадок-элеваторов, вероятно, останется не более 160-180 (потеря более 80%). Аграрии не будут завозить выращенное зерно на элеваторы, где невозможно продать или отгрузить свой урожай», — говорит Ткачев.

Фактически, по его мнению, рынок монополизируют до 8 компаний, которые владеют крупными элеваторами. При этом плечо доставки зерна с поля до элеватора увеличится, а значит затраты на транспортировку также вырастут – примерно на 30%.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.