Украину на мировом плодоовощном рынке не видно. Наша доля составляет где-то 0,0018%. В денежном исчислении – это $150-180 млн. Примерно столько же составляет экспорт маленькой Молдавии, которая по территории сопоставима с Николаевской или Одесской областью Украины. Об этом на конференции в Николаеве рассказал Федор Рыбалко, руководитель Украинской плодоовощной ассоциации.

Экспорт из той же Польши пару лет назад составлял $2,5 млрд. Агроклиматические условия там хуже, чем в Украине, а продают они в 10 раз больше, констатирует эксперт.

Вместе с тем, он считает, что у Украины есть потенциал роста. Другой вопрос — как этот потенциал использовать.

Имея льготный НДС, плодоовощная отрасль так и дрейфовала. За исключением некоторых секторов

Рыбалко рассказывает, что раньше в Украине существовала льготная система НДС, и это не стимулировало фермеров искать новые рынки, рисковать, инвестировать.  Выходило так: высокая цена – хорошо, очень высокая – еще лучше, низкая – ну что ж, в следующем году повезет больше.

Так плодоовощной сектор некоторое время и дрифтовал. За исключением нескольких секторов, где льготного НДС не было. Например, в сегменте лесных ягод.

Те, кто собирал по лесам ягоды-грибы, экспортировали сразу в ЕС, где был рынок сбыта на подобную замороженную продукцию. Происходило активное развитие этого сегмента, и сейчас его экспорт составляет порядка $50-70 млн.

В сфере тех же яблок или овощей сбыт осуществлялся на рынок России. Он давал всегда выше цену, чем на внутренний, а требования к качеству были невысокими. Но с 2015 года возможности для этих поставок сошли на ноль, а фермеры столкнулись с проблемой сбыта.

Рыбалко вспоминает, что примерно в то же время Украина договорилась с ЕС о квотах на беспошлинные поставки многих видов продукции, в том числе, фруктов и овощей. С того времени экспорт начал расти — и в объеме, и в номенклатуре, и в географии.

Сейчас эксперт называет рынок ЕС одним из наиболее перспективным. Среди отдельных регионов Рыбалко советует обратить внимание на:

–  Прибалтику. Там знают и доверяют нашему продукту.

– рынок Румынии. Близкий, но недооцененный.

– Скандинавский рынок. Непростой, зарегулированный, но там у нас есть логистические преимущества.

– и т. д.

Также в долгосрочном видении – развитие поставок в Азию, особенно юго-восточную ее часть.

«Юго-восточная Азия — это 600 млн населения. Ближайшие 5-7-10 лет их будет 700 млн. А порядка 100 млн переедут из сел в города. Там идет массовое строительство, развитие инфраструктуры. И если у нас есть продукт, который может получить доступ на этот рынок, нужно не терять момент», — подытожил он.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Loading...