
Почему инновации еще в агросекторе пока не работают в полную силу?
Мы сегодня говорим об искусственном мясе и вертикальных теплицах и дронах, но как производители агропродукции забываем, что должны ориентироваться прежде всего на потребителя, и он на самом деле решает, что нам производить.
А потребитель сегодняшний очень разный — отличается и по доходам, и по религии, и по образу жизни (например, вегетарианцы). Он более сегментированный, требует свежих продуктов от локального фермера и киви на столе круглый год.
Потребитель с одной стороны хочет арбуза без семечек, а с другой — не желает дорого платить за такую продукцию. Классического среднего потребителя уже нет. Вслед за потребителями сегментируются и производители.
как бы мы ни хотели использовать самоходный трактор, мы не доедем до поля, если не будет дороги
Типичный фермер сегодня имеет капитал, землю, рабочую силу. Как обращаться с техникой и технологией, ему досконально объяснит их фирма-изготовитель. Но фермер еще и зависит от мнения соседей.
На другом полюсе — крупное предприятие. Это огромный механизм, состоящий из менеджеров рабочего персонала, со сложной системой управления. И инновации туда приходят вначале через руководство, но ему не следует забывать о низшем уровне.
До трактористов и доярок инновации часто не доходят, и они часто не понимают, какой эффект для их работы дает, к примеру, GPS-контроль.
Когда ученые анализировали поведение людей низкой квалификации и низкого интеллекта, выяснилось, что они считают себя большими экспертами во всех направлениях. С этим во многом связан и консерватизм в восприятии инноваций.
Мы и сами как руководители частично потерялись в инновациях. Большая их доля, что внедряется холдингах связана с безопасностью – чтобы меньше крали. Не удивительно, что уровень низшего персонала не соответствует желаниям и внедрениям инноваций в больших компаниях.
Плюс к этому в Украине нет независимого консалтинга и независимой научной мысли.
Например, в Нидерландах — стране-лидере по использованию инноваций объединены образование, наука и сотрудники компаний. Связующим звеном служат консультанты, которые работают со средним звеном компаний.
Они же тесно работают с ассоциациями, агрохабами и оказывают инновативное влияние на систему образования.
Как следствие, точное земледелие широко вошло в современное производство в 1990-е, однако до недавних пор долго стояло на одном месте. И лишь несколько лет назад в нем начался мощный рывок. Причем на всех направлениях его развития — автоматизация, изображение, датчики, работа с big data, биоинженерия.
Каково же будущее аграрного менеджера больших компаниях? Совещания, составления отчетов и планов, куда направить технику, операционная работа — этого всего не будет. Он станет оператором автоматизированных систем.
Аграрный менеджер будущего — это по сути аналитик, который принимает решения и делает это с помощью новых разработок.
Поэтому нам нужно еще много чего сделать, чтобы инновации работали. Но, к сожалению, в этом процессе на первое место я ставлю восстановление инфраструктуры. Потому что как бы мы ни хотели использовать самоходный трактор, мы не доедем до поля, если не будет дороги. Да и образование и наука в Украине находятся на уровне 1965 года.
Чтобы привлечь инвесторов, нам нужно открыть рынок земли, нужно восстанавливать эффективное орошение, особенно на юге, искать новые внешние рынки.
Нам нужно пересматривать трудовое законодательство и открывать границу для более квалифицированных кадров из-за рубежа, потому что своих не хватает.
Алекс Лисситса, генеральный директор агрохолдинга «ИМК»
Использованы тезисы конференции «Large farm management 2018»