Малиновый бизнес в Украине перестал быть нишевым и превратился в массовый, констатирует Андрей Ярмак, экономист инвестиционного центра ФАО, в издании «East Fruit».

Цифры говорят сами за себя, аргументирует эксперт: если четыре года назад цена на замороженную малину была 45 грн/кг, то в 2018 году она упала до 7 грн/кг. И это еще учитывая, что в 2014-м валютный курс был ниже.

Тогда это была ниша, а сейчас нет, говорит Ярмак, поэтому произвоителям нельзя больше расслабляться и следует тщательно просчитывать эффективность всех процессов – от производства до маркетинга.

По его словам, еще два года назад он предупреждал тех, кто растит малину на заморозку, что им необходимо объединяться для сохранения маржинальности своего бизнеса, и сегодня этот тезис подтверждается.

Ярмак делал также акцент на рынке свежей малины. Ее в магазинах Европы уже тогда предлагали по 12-15 евро/кг, тогда как замороженную — 2 евро/кг.

Однако в Украине до сих пор отсутствуют сорта малины, пригодные для длительных перевозок.

А в Азии свежая ягода продается по 40 евро/кг, и замороженную там практически не встретить, тамошние жители морозят ее сами. Хотя купить ее можно в 10 раз дешевле свежей.

То есть этот рынок, в частности Сингапур, уже открыт для украинских производителей замороженной малины, подчеркивает эксперт, но нужно предпринять усилия по выходу на него.

Однако в большинстве бизнес-планов по развитию агробизнеса, с которыми Ярмак сталкивался видел в Украине, нет расходов на маркетинг.

Бизнес-план без затрат на эту статью говорит о том, что предприниматель не планируют зарабатывать деньги, категоричен эксперт. Даже продвижение в соцсетях, которое многим аграриям кажется доступным и бесплатным методом продвижения, сегодня обязательно требует финансовых вливаний.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Loading...