Когда Максим Шкиль, ученик Львовской академической гимназии, на каникулах развозил минеральную воду по Львовской области, ему уже тогда можно было пророчить дальнюю дорогу.

Позже, в этой же компании Максим будет заведовать сбытом, и за год накатает по стране 186 тыс км – такое ралли редкому таксисту под силу.

Эта дорога со временем станет для Шкиля воистину железной. Сегодня он стоит у руля компании, тысячи вагонов которой развозят по стране миллионы тонн зерна.

Чтобы основать Первую логистическую компанию (ПЛК) и еще несколько успешных бизнесов, например, дилерский центр Audi, ее собственник ковал железный характер с юных лет.

Например, никто не афишировал, что компанией, где он работает грузчиком, а затем экспедитором, владеет его отец. Лишь испытав сына на черной работе, Шкиль-старший доверил ему заведовать сбытом.

Дальше Максим пробивал себе дорогу без помощи отца. Успешно обработанный гранит науки, давший будущему бизнесмену высшее лингвистическое и юридическое образование, сменился целым гранитным карьером. Это было первое предприятие, созданное им самим.

Строительный бум 2000-х требовал много щебня. Его нужно было вывозить огромными объемами, в том числе на экспорт. Проблемы украинской «железки» этому мягко говоря не способствовали.

И владелец карьера решил проблему с перевозками раз и навсегда, разобрав ее, как он сам говорит, на молекулы. В результате из обычного логистического отдела он создал транспортную империю.

С той ноги

В рабочем кабинете Шкиля – чисто убранный рабочий стол. Здесь он бывает редко, но метко. «Работа в офисе у меня занимает два часа максимум, – говорит он. – разъезды по делам еще 2-2,5 часа в день».

Работой можно заниматься где угодно, уверен Шкиль – есть смартфоны, скайп и прочие средства связи.

У ПЛК 10 представительств по Украине, и коммуницировать со всеми одновременно просто невозможно, главное – отлаженный менеджмент.

Но все же офисный кабинет Максима – не пустое место. Его стены украшают масляные холсты с видами родного Львова, акварели его детей – девочек 6 и 8 лет.

Старшая по характеру спокойная, младшая – непоседа. С нее и начинается обычный будний день ее папы. «Эмилия встает в 6 утра и будит всех. Сначала я иду к ней, говорю «доброе утро», – рассказывает Шкиль. – Затем собираю спортивную сумку и еду на тайский бокс».

«С момента основания «Первой логистической» мы работаем практически со всеми международными компаниями, присутствующими на украинском рынке

Максим обезоруживает искренней доброй улыбкой. Ни за что не скажешь, что четыре раза в неделю он становится грозным бойцом на татами.

«Для меня это выброс негативной энергии», – раскрывает секрет самурайского спокойствия Шкиль. Вымещать свое недовольство на друзьях, подчиненных или семье для него – недопустимо.

Когда нет тренировки, а он еще заниматеся кросс-фитом и стретчингом, Максим с супругой и детьми стараются устраивать семейные завтраки. Так или иначе в 9.15 Шкиль на рабочем месте.

Начинается самый напряженный этап его дня: управление огромным хозяйством, движущемся одновременно во все стороны большой страны.

Цена репутации

В середине лета наступает горячая пора для аграриев, а значит и для ПЛК. Зерно и продукты его переработки заполняют элеваторы, точки приемки, вовсю заключаются экспортные контракты. А ПЛК отправляет товар в украинские порты и точки пограничного перехода.

«С момента основания «Первой логистической» мы работаем практически со всеми международными компаниями, присутствующими на украинском рынке, в том числе американскими», – рассказывает ее владелец.

Компания может удовлетворить запросы ведущих зернотрейдеров и производителей: у ПЛК 40 своих вагонов и около 1 тыс находятся в долгосрочной субаренде.

В стране нет ни одного элеватора или станции, незнакомых с ПЛК

Крупнейшие заказчики «Первой логистической» – МХП, «Кернел», CHS Украина, НИБУЛОН, группа компаний «Эпицентр К» и практически все лидирующие на агрорынке компании. Всего более 200 клиентов.

Раз в месяц-два производители проводят тендеры для логистических компаний, и в этот момент для аграриев важно выбрать надежную логистическую компанию.

Если тендер выигрывает фирма, которая их однажды подвела, они согласятся даже на цену повыше, но у партнера, которые выполняет обязательства.

Почему ПЛК именно такой партнер, аргументированно объясняет Александр Пирогов, операционный директор «Первой логистической компании».

«У нас филиалы и представители работают во всех без исключения областных центрах, – говорит он. – Люди на местах уже хорошо знают все элеваторы и станции отгрузки. Если какой-то элеватор лишь строится, мы уже анализируем предстоящую работу по нему».

В стране нет ни одного элеватора или станции, незнакомых с ПЛК, уверяет Пирогов. Это и не удивительно: «Первая логистическая» предпочитает брать специалистов, уже поработавших в «Укрзалізнице» (УЗ).

Пирогов – один из них. После Харьковской железнодорожной академии он работал бригадиром пути на УЗ. Это была отличная рекомендация для устройства в ПЛГ. Стартовав здесь региональным менеджером, за четыре года Пирогов дорос до операционного директора компании.

Дорожный узел

Персоналу ПЛК важно знать принципы работы УЗ до мелочей, потому что та перевозит 70 % аграрных грузов, и ей принадлежит вся инфраструктура, в условиях котрой приходится работать частным компаниям.

Тем не менее, сегмент 30% частных первозчиков в последние годы показывает тенденцию роста, уверен Шкиль, – за счет более качественного обслуживания. Но пока логистическому бизнесу приходится играть по правилам УЗ, и для этого нужно иметь железную волю.

«Мы сегодня живем и работаем еще в постсоветском пространстве, если говорить о дорогах, – рассуждает собственник ПЛК. – Причем состояние украинских – одно из худших среди постсоветских стран».

Проблема дефицита подвижного состава, локомотивов, плохой работы станций укоренялась годами, однако обвинять во всем лишь нынешнее руководство УЗ, неправильно, считает собственник ПЛК. Разгрести авгиевы конюшни в один момент он не сможет.

«Нынешней украинской железнодорожной логистике нужно сосредоточиться на двух вещах, – говорит Шкиль. – закупке подвижного состава и модернизации существующей тяги».

Кроме того, на основных участках пути средняя скорость состава сегодня составляет 30-40 км/ч, и эту скорость нужно увеличивать путем системных решений, ведь это серьезно влияет на оборачиваемость вагонов.

У «Первой логистической» в высокий сезон она составляет 4-4,5 тыс вагонов в месяц. Этот показатель зависит от стабильной работы сортировочных станций, маневровых локомотивов.

«К сожалению, с каждым годом она ухудшается», – констатирует Пирогов. Поэтому оборачиваемость не растет, и частный бизнес для повышения эффективности вынужден увеличивать партии перевозимой продукции и собственный парк, улучшать сервис.

Но даже в таких условиях ПЛК ежегодно наращивает бъемы перевозок на 20-25%.

Поезд тронулся

Впрочем, новое руководство УЗ, несмотря на груз навалившихся на нее исторических проблем, пытается сработаться с бизнесом.

Например, вместо ручной она ввела автоматическую систему распределения подвижного состава. Это исключает корупционную составляющую из процесса.

Перевозчики теперь работают в рыночных условиях, и для улучшения обслуживания, им нужно только увеличивать свой подвижной состав и обладать надежным диспетчерским центром.

“Как только поступает заявка, например, от холдинга, мы можем дать ответ нашему контрагенту на протяжении 15 минут”

Причем наращивать свой парк частники теперь могут опять-таки благодаря УЗ, разбавляет Шкиль еще одной большой ложкой меда бочку дегтя дорожных проблем.

«Укрзалізниця» ввела посуточный тариф на аренду своего вагона и приблизила его к коммерческим: 780 грн против 1000-1100 грн в сутки – у логистических компаний.

Раньше разница была аж в 1200 грн в пользу УЗ, и заказчики шли туда, даже не смотря на дефицит вагонов, подчеркивает глава ПЛК.

Но сегодня производитель еще хорошо подумает, что выгоднее – заключить контракт с частным перевозчиком, который выполнит его на 200-300 грн дороже, но вовремя, или с УЗ.

В целом же такой ценовой политикой УЗ дала возможность частным логистическим компаниям развиваться, резюмирует Шкиль.

Центр внимания

Теперь многое зависит от умения логистических компаний вести бизнес, полагают руководители ПЛК. К примеру, ее операционный офис в Виннице – это центр, который в автоматизированном режиме планирует, согласует с дорогой все перевозки по стране, оформляет перевозочные документы, ведет реестры.

«Как только поступает заявка, например, от холдинга, мы можем дать ответ нашему контрагенту на протяжении 15 минут, – говорит Пирогов, – о готовности элеватора, объеме товара, наличии подвижного состава, состоянии подъездного пути, нюансах работы станции».

Одновременно с анализом выполнения заказа офис готовит сертификацию под любые требования контракта: протоколы ГМО, показатели безопасности, ветеринарные и фитосертификаты.

«В результате, когда заказчик прибывает к нам с грузом, мы уже ко всему готовы, и он со всем пакетом документов отправляется в путь», – добавляет Пирогов.

Чтобы понять, как основателю «Первой логистической» удалось выстроить совершенный механизм, нужно знать предысторию компании и характер ее основателя.

Люди из гранита

«С самого детства у меня было большое желание зарабатывать, – говорит Шкиль. – Позже я понял, что получаю большое удовольствие от работы. Трудолюбие мне привили родители. Каждое лето в школьные каникулы я работал подсобным рабочим на стройке».

Предпринимательский талант Максима серьезно раскрылся на заводе минвод, когда он за год нарастил там продажи в 10 раз. Руководителю сбыта на тот момент было всего лишь 20.

Наверное, только юный возраст не позволил отцу отдать сыну долю завода. Хотя тот был уже готов начать и собственное дело.

Чтобы окончательно перевернуть эту страницу, Максим отравился покорять Киев. После настойчивых поисков «своего» проекта остановился на граните – в начале 2000-х в Украине вовсю разрабатывались его месторождения.

Шкиль приобрел несколько гранитных участков в Житомирской области. Место оказалось не из лучших: Чернобыльская зона, с точки зрения наема пероснала – выжженная пустыня, да еще и не налаженные подъездные пути.

Но на другой чаше весов – сумасшедшая рентабельность производства щебня: 200-300 % – на 1 тонне.

«Себестоимость была 30 грн/т, а продажная цена более 70 грн/т, – вспоминает Шкиль. – При тогдашнем долларе по 5 грн мы зарабатывали $ 10 на тонне. Сегодня и близко нет такой рентабельнсти в этой отрасли».

Совместно с партнером из Германии Вальтером Цахариасом они возродили фактически заброшенное предпирятие «Беховский гранитный карьер».

Там было много проблем, но острейшая – логистика, за которую и взялся Шкиль. Чтобы разобраться, кто есть кто на рынке транспортных услуг, у него уходило 90% рабочего времени.

Да и без отдельного штата сотрудников наладить транспортировку было нереально. Так и возникла «Первая логистическая компания».

«Название предложил я – видимо, сказалось мое стремление к лидерству во всем и привычка выполнять свою работу качественно, – вспоминает Шкиль. – В какой-то момент, развивая компанию, мы полностью закрыли потребности «Беховского карьера» в подвижном составе и поняли, что у «Первой» есть серьезный потенциал».

Вверх и вниз

Доля ПЛК на рынке ежегодно растет. Таким объемом подвижного состава, как у нее, обладает редкая компания в Украине. Сейчас она стремительно замещает арендованные вагоны собственными, новыми.

Шкиль считает такую тактику экономически дальновидной. Здесь простая математика. Стоимость 1 подержанного вагона, как у УЗ, – до $ 30 тыс, и отслужили они по четверть века. Кататься без проблем им осталось максимум 5-10 лет.

 

Новый вагон, хотя и обойдется в $ 50 тыс., срок его эксплуатации 30 лет, а с пролонгацией и все 35. К тому же старый вагон, в отличие от нового имеет грузоподъемность меньше заявленной – 70 т. Но, например, кукурузы в него можно погрузить лишь 62 т.

К тому же современные многокубатурные вагоны снабжены гораздо лучшей защитой от хищений.

«Заказчик должен понимать, что наша компания живет выполнением тех задач, которые он ставит в логистической сфере, – объясняет глава ПЛК философию компании. – то есть разделяет и беспокоится о них».

Здесь также важно честно озвучивать все вероятные проблемы с транспортировкой, чтобы клиент мог обратиться к кому-то еще, деверсифицировать свои риски.

К слову, бизнес – это всегда риск, тем более в Украине. Самому владельцу ПЛК страховать риски позволяет наличие нескольких бизнесов.

В то же время, Шкиль принимает рискованные решения без колебаний. В ПЛГ не обдумывают каждый шаг месяцами – максимально избавилась от забюрократизированных процессов.

«Рядовой сотрудник может со мной связаться, зайти ко мне в кабинет и обсудить любые производственные вопросы. Да и личные тоже – финансовая помощь, лечение», – рассказывает собственник ПЛК.

Доверительная атмосфера очень важна для «Первой логистической», и это одно из правил успеха самого Шкиля.

“Когда ты идешь наверх, внимательно смотри на тех, кто идет вниз”

Фраза: «Я так сказал, потому что я – собственник», по его мнению, недопустима. Нужно понимать и уметь слушать руководителей своих подразделений, иногда принимать решения, которые не эффективны финансово, но правильны для атмосферы в команде.

«Это должно быть, как в семье, – уточняет Шкиль. – Если люди это ощущают, они сделают максимум для компании».

Нельзя врать и работать с людьми, которые неискренни, ведут бизнес нечисто, называет он еще одно непреложное правило бизнеса. Нужно уметь выбирать партнеров.

И желательно помогать всем, кто к тебе обращается, – сотрудникам, друзьям, знакомым. Казалось бы, простая заповедь, но она сказывается и на продвижении бизнеса, уверен глава ПЛГ.

«Эта помощь создает синергию за пределами компании и вокруг тебя самого, – поясняет он. – Все в жизни взаимосвязано, не случайно».

Наконец, никакие деньги и успех не могут позволить бизнесмену нарушать моральные табу, убежден Шкиль. Так или иначе, за все придется расплачиваться – если не тебе, то твоим детям.

«Один мой товарищ, который более 20 лет возглавлял областной суд, сказал мне слова, которые я запомнил на всю жизнь, – завершает мудрым советом глава «Первой логистической». – «Когда ты идешь наверх, внимательно смотри на тех, кто идет вниз. Потому что очень скоро может быть наоборот».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.