Строить бизнес на временно высокодоходных нишевых культурах глупо. Такое мнение в интервью Ukrainefood выразил Василий Говера, экономист в сфере агробизнеса Европейского банка реконструкции и развития.

Вместо того, чтобы искать окупаемость на три года, целесообразнее инвестировать в долгосрочные проекты, планировать бизнес на 10-20 лет, внедрять новые технологии. Это позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы, снижать себестоимость, улучшать качество своей продукции.

По его мнению, основной «нишей» должна стать оптимизация. Например, взять отечественный мясо-молочный сегмент. Преимущественно здесь низкий уровень автоматизации, неэффективное использование кормов. Но у нас относительно дешевая рабочая сила и недорогие корми, поэтому производители как-то «выплывают».

Зато капитальных инвестиций в этом сегменте почти нет, себестоимость производства молока высокая, а качество – низкое. И как только рынок проседает, производители теряют доходность. В то же время те, кто инвестирует в технологию и качество, продолжают работать на прибыль, рассказывает Говера.

Кроме долгосрочных инвестиций экономист ЕБРР советует вкладываться в маркетинг. Но только тогда, когда уже есть что продавать.

К слову, в последнее время действительно появляется множество нишевых направлений, которые обещают немалые прибыли. Выращивание шиповника, клюквы, шафрана, батата, крыжовника и даже улиток.

Некоторые культуры со временем теряют статус нишевых. Например, этот путь прошла голубика. Если раньше ею засаживали десятки гектаров, то сейчас, по оценкам Института садоводства, площади под ягодой достигли 1500 га.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.