Несмотря на существенные объемы экспорта украинского меда, цена на него уже в течение двух лет не превышает 2 долларов за килограмм. Об этом свидетельствуют данные Секретариата по поддержке экспорта украинской продовольственной и аграрной продукции, который работает в рамках ФАО и ЕБРР при содействии инициативы EU for business.

В ценовом сегменте Украина конкурирует с Китаем, Аргентиной, Индией, продукция которых идет на экспорт по цене от 1,96 до 2,6 долларов за килограмм.

На фоне первой десятки экспортеров особенно выделяется Новая Зеландия. Несмотря на относительно небольшие объемы экспорта, средняя цена новозеландской медовой продукции достигает более 24 доллара за килограмм. Это обусловлено превалированием фасованного меда и экспорта редкого вида меда с мануки, шла речь в эфире AgroFM.

Зато практически весь мед, экспортируемый из Украины, — это сырье, которое далее проходит доработку и фасовку и только потом попадает на полки торговых сетей.

По объемам поставки сладкого продукта на внешние рынки наша страна является третьей в мире и уступает лишь Китаю и Аргентине. В прошлом году Украина экспортировала рекордный объем меда – более 67 тыс. т. Это на 19% больше по сравнению с 2016 годом. И втрое больше по сравнению с 2013-м.

В этом году экспортные объемы начали сдавать позиции. Внешние поставки украинского меда снизились более чем на 40%. И дальше будут снижаться — из-за массового мора пчел, который наблюдается по всей Украине, а также снижения цен, по которым сладкий продукт у пчеловодов скупают трейдеры.

Все же на украинский мед существует большой спрос на международном рынке. Лидерство среди импортеров удерживает и в дальнейшем будет удерживать Евросоюз. Увеличиваются поставки в США, Канаду, страны Ближнего Востока, Турцию, Израиль. В прошлом году впервые украинский мед был поставлен в Армению.

Активной торговли способствует географическая близость и высокий потребительский спрос на качественные натуральные продукты. Не удивительно, что квота на поставки украинского меда в этом году будет увеличена до 7,9 тыс. т.

Эксперты отмечают, что сейчас актуальным вызовом для медового сектора является экспорт фасованной и брендированной продукции с высокой добавленной стоимостью. Выигрывает тот, кто сможет построить взаимовыгодные отношения с пчеловодами, а также разрабатывать новые нишевые продукты.