В 2011 году, на заре нашей компании, мы приняли решение проводить закупки основного сырья – удобрений, семян и СЗР через тендерные процедуры. Мы определились со списком поставщиков, создали документацию.

Вначале торги проводились через «электронку» и многие закупщики знают, как много времени уходило на каждый тендер. Мы запрашивали у поставщиков все более и более низкие цены, что отнимало много ресурсов.

Анализ всего этого было проводить очень сложно. К 2015 году процесс закупок сильно эволюционировал: появились тендерные платформы, увеличилась прозрачность процедур.

Мы больше изучили рынок, поняли, что есть несколько IT-продуктов, похожих по функционалу, но они не совсем нам подходили. Складывалось впечатление, что каждый «софт» разрабатывался под какую-то конкретную компанию.

 

 

Сначала там был один функционал, потом компания-разработчик попробовала продать его следующей компании с другими требованиями – и так до бесконечности. Это была громоздкая система. И для наших потребностей мы использовали лишь 10-15 % функционала того или иного продукта.

Поэтому мы решили создать тендерную платформу собственными IT силами. Это была команда фактически из трех специалистов, которая справилась с задачей за 3 месяца.

Мы не шли путем, который выбрали большинство крупных агрохолдингов – то есть не брали готовый продукт и адаптировали под себя.

Регистрация на нашем сайте занимает 5 минут. В форме мы обозначаем только основные поля. Создание тендера также занимает немного времени, все его основные условия излагаются в приложении.

О начале торгов клиент получает уведомление на «электронку». И тогда контрагенты могут выбрать на сайте тендеры, которые их интересуют.

Далее начинается обычный аукцион, и при каждом понижении ставки контрагент получает автоматически уведомление, что его цену перебили. В этой форме важен элемент азарта.

Бывают и курьезные случаи. Например, есть контрагенты, которые предпочитают ждать до последней минуты тендера, чтобы сделать ставку и перебить цену. Но мы нашли способ, как обойти эту манеру торговаться – продление тендера.

Например, если за 15 минут до его окончания кто-то перебивает ставку, тендер автоматически продляется на те же 15 минут. Таким образом у контрагента есть полчаса, чтобы отреагировать.

Большинство тех, кто участвует в торгах на нашем сайте, с пониманием относятся к тому, что тендеры длятся немного дольше.

Вся наша электронная система торгов создана с одной целью — экономить деньги. То есть нашим собственникам интересна эффективность каждого тендера. И мы можем на каждых торгах показать, как ее достичь, либо увеличив доход, либо уменьшив затраты.

Например, мы занимаемся чистым трейдингом: сегодня купили зерно – через несколько дней продаем. Процент маржи на этой операции в среднем составит до 5 %. Но любой закупщик скажет, что получить скидку от поставщика в 5-10 % достаточно просто. Нам удалось получать и до 30 %, но это если отталкиваться от средних цен.

Мы также протоколируем все действия на сайте. Их могут видеть как администраторы, так акционеры — действия администраторов. Это добавляет прозрачности системе. Это помогает и в спорных ситуациях с контрагентами.

Мы всегда открыты для диалога с нашими поставщиками, реагируем на их пожелания. То, например, что они видят в других системах и советуют нам, мы пробуем реализовать.

Но наша система и так уже достаточно проста, и те, кто с ней сталкивается впервые, видит интуитивно понятный интерфейс. Здесь нет даже мануала, что нужно делать.

Фактически важно одно поле — «Цена», а большего контрагентам и не требуется.

Статистика нашей платформы говорит сама за себя: мы провели 400 тендеров почти на 1 млрд грн, сэкономив при этом примерно 40 млн грн.

Что для нас было самым важным в этом проекте: создать нечто новое, простое и оптимально функциональное. Здесь моим идеалом всегда был Google. Это по своей сути поисковая система, но это и сайт, где активно лишь одно поле и одна кнопка.

Нечто подобное попробовали сделать и мы.

Сергей Гаврилюк, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам компании Agromino

Использованы тезисы выступления на аграрной Конференции специалистов по закупкам ProAgro

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.