Стремительно растущий мировой спрос на бразильскую сою отразился на жизни местных индейцев из округа Уйрапуру, сообщает Reuters.

Расширяющиеся быстрыми темпами соевые плантации отнимают жизненное пространство у аборигенов, которые во многом живут еще по законам традиционного общества.

 

Например, саванна, где глава общины Жоао Понсе еще недавно охотился на оленей и кабанов с копьем и мачете, уступила место аккуратным рядам сои и кукурузы, удобряемых гербицидом. На жарком солнце поблескивают огромные серебристые силосы.

 

«Мы окружены фермерами. Мы больше не можем жить охотой. Все животные ушли», – жалуется Понсе, стоя посреди кукурузного поля.

Но на самом деле Понсе и его собратья несколько прибедняются: индейцы получают от аграриев нечто вроде нашей арендной платы за паи. За возможность вести бизнес на части индейской резервации (18 тыс га), фермеры платят общине до 1/10 доли собранного здесь урожая.

Выручая деньги от проданного зерна, члены племени уже обзавелись автомобилями и смартфонами, заменили традиционные гамаки на кровати и обставили свои соломенные хижины холодильниками, плазменными панелями с широкополосными интернет-антеннами.

Однако такое партнерство, на которое пошли неместные фермеры ради удовлетворения неуемного мирового спроса на бразильскую сою в Китае и других рынках, противозаконно и вызывает беспокойство экологов.

Во-первых, закон запрещает выращивать ГМО-сою на территориях индейских резерваций, во-вторых — покупать ее у аборигенов и в-третьих, вообще вести здесь крупномасштабный механизированный агробизнес.

Только в начале июня IBAMA — институт при бразильском министерстве охраны окружающей среды оштрафовало за это 6 местных общин и 10 фермеров. Всего за такие действия в последнее время власти взыскали беспрецедентную сумму — 129 млн реалов ($ 33 млн).

Все это ужесточает напряженность между федеральными агентствами, экологами, фермерами и местными группами защиты индейских племен из быстрорастущего фермерского пояса Бразилии.

«Мы не боремся с индейцами, — уверяет Рене де Оливейра, глава IBAMA — но земля, на которой они живут, страдает от истощения из-за выращивания ГМО-сои».

Ужесточение давления может означать проблемы для крупных торговых компаний, таких как ADM, Cargill и Bunge, считают эксперты, если их поймают на покупке сои, выращенной на местной земле.

К слову, пять зерновых торговых домов, включая Cargill и Bunge, недавно были оштрафованы на 24,6 млн реалов за покупку культур, выращенных на незаконно обезлесенных землях Амазонии.

Местные фермеры заявили, что очень трудно проследить происхождение зерен, потому что трейдерам нужно запрашивать только налоговый идентификатор продавца, а не местоположение или размер плантации.

Это облегчает племенам возможность заработать на «буме» агробизнеса, который превращает древнюю саванну в плодородные сельхозугодья с высокотехнологичной обработкой.

 

Вожди племен настаивают на изменении законов. Они хотят иметь как право свободной продажи урожая от чужаков, так и возможность самим заниматься фермерством.

«Мы хотим продавать урожай Bunge, Amaggi, Cargill, Dreyfus, чтобы позволить купить себе собственную сельхозтехнику, — объясняет Арнальдо Зунизакаэ, управляющий сельхозугодьями резервации Pareci в 1,2 млн га. — Но без лицензии о происхождении продукта свою сою мы продаем только нелегально».

Разгорелись споры между «традиционалистами» и «оппортунистами» внутри самих племен насчет того, как управлять землями предков, сохранить местные обычаи и культуру.

Организация по защите прав индейцев «Фунай» ищет пути для развития коренных народов. Федеральные органы непреклонны: урожай ГМО и партнерские отношения индейцев с белыми фермерами разрешены не будут.

«Мы не сможем посеять урожай в этом году. Обычные культуры дороже хранить и труднее продавать, — говорит Зунизакаэ, поднимаясь на комбайн, купленный его племенем. — Мы оттеснены в примитивное сельское хозяйство 20-го века».

А соседнее с племя Намбиквара решило блокировать дорогу через резервацию грузовикам, вывозящим урожай в обход аборигенов. С разрисованными лицами индейцы потребовали дань от водителей грузовиков, перемещающих сою на экспорт.

Мощное фермерское лобби Бразилии хотя и является традиционным противником местных общин, но в конфликте вокруг исконных земель выступило за право индейцев заниматься коммерцией.

«Я полностью поддерживаю их свободную инициативу, чтобы преодолеть нищету и не зависеть от подачек правительства», — сказал Нилсон Лейтау, конгрессмен Мато Гроссо.

При этом разрешение вести агробизнес в резервациях, по мнению экологов и антропологов, уничтожит местные культуры и приведет к эксплуатации индейцев.

 Это не так, отвечают им старейшины Pareci, и указывают на прогресс, достигнутый их племенем с историей почти в 2000 лет. Сельскохозяйственные доходы в резервациях улучшили образование и здравоохранение и даже дали университетские гранты для индейцев.

 

«Если бы не это, мы бы умерли», — сказал один из вождей Pareci Нарцисо Казоизакс, со шкурой ягуара на плечах и красными и синими перьями ара на голове.

Младенческая смертность в племени упала с 24 смертей в 2015 году до одной в 2017-м, община смогла позволить себе дорогостоящие операции, которые медицинская служба «Фунай» уже не может обеспечить.

Жизнь индейцев наладилась благодаря плантациям, констатирует шаман Зеферино, плетя корзину и одновременно наблюдая по плазме, как «Ливерпуль» побеждает «Рому» в европейской лиге чемпионов.

«Мы не хотим становиться богатыми, как белые люди, — улыбается он, демонстрируя идеальные зубные протезы. — Мы просто хотим выжить».

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Loading...