Любая полноценно сформирована отрасль экономики кроме игроков, занятых основной производственной деятельностью, также содержит целый слой экономических субъектов, занятых «вспомогательной» деятельностью – субъектов, клиентами которых являются собственно производители продукции, а не ее конечные потребители. К такой деятельности относится, прежде всего, предоставление различных услуг: консалтинговых, финансовых, услуг страхования и др.

Бытует мнение, что в украинском аграрном секторе, за исключением сотни более-менее технологических холдинговых компаний, консалтинговые услуги являются невостребованными. Но проведя исследование путем телефонного опроса сельскохозяйственных предприятий относительно использования аграрными предприятиями различных внешних услуг, в том числе и консалтинговых, результаты оказались несколько неожиданными.

лишь 16% сельхозпредприятий не пользовались никакими консалтинговыми услугами

В среднем по Украине 8 из 10 сельскохозяйственных предприятий хотя бы раз заказывали консалтинговые услуги. И лишь 16% сельскохозяйственных предприятий в Украине не пользовались никакими консалтинговыми услугами. При этом 37% из тех сельскохозяйственных предприятий, которые не пользуются консалтинговыми услугами сегодня, заявили, что заинтересованы и рассматривают возможность их привлечения в будущем.

Выборка, к сожалению, не позволяет рассматривать результаты в отдельных областях Украины, однако дает возможность дифференцировать респондентов по категориям в зависимости от земельного банка в обработке.

больше всего заказчиков консалтинговых услуг — среди небольших предприятий

Если разделить сельскохозяйственные предприятия на 3 категории: такие, которые обрабатывают 1000 га (условно «небольшие»), от 1000 до 3000 га («средние») и более 3000 га («большие»), то больше всего заказчиков консалтинговых услуг именно среди небольших предприятий. В этой категории 87% компаний хотя бы один раз заказывали консалтинговые услуги, в то время как среди средних по размеру предприятий этот показатель составляет 80%, а среди крупных – 86%*.

* Оцененая доля крупнейшей категории предприятий может быть неточной, из-за недостаточного представления этой категории с/х предприятий в выборке.

Консалтинг – достаточно широкая категория. Стоит разделить их на виды, которые являются наиболее востребованными среди сельскохозяйственных предприятий: агрономический консалтинг (например, использование агрохимии), анализ почв, консультирование относительно методов точного земледелия (например, использование NDVI), деловой консалтинг (например, написание бизнес-планов) и ценовой консалтинг.

По результатам исследования можно построить следующий рейтинг указанных видов услуг за процентом предприятий, которые их привлекали (последняя колонка отражает преобладающую ответ на вопрос, насколько часто заказываются услуги):

Консалтинговые услуги

Процент предприятий

«Как часто?»

1

Анализ почвы

76

Раз в год

2

Точне земледелие

18

Сезонно (2 раза в год)

3

Агрономический консалтинг

17

Раз в год

4

Деловой консалтинг

7

Нерегулярно

5

Ценовой консалтинг

3

Сезонно

Стоит упомянуть и аспект комплементарности или взаимодополнения в заказе сельскохозяйственными предприятиями консалтинговых услуг. Среди тех предприятий, которые воспользовалась любым из указанных видов консалтинговых услуг коэффициент тех, что заказывали хотя бы еще один другой вид услуг составляет 38%. То есть более трети опрошенных предприятий заказывали более одного из указанных видов консалтинговых услуг.

В украинских реалиях эти результаты являются впечатляющими. Согласно с ними аграрные предприятия как категория производителей испытывают потребность в модернизации производства и хотели бы повысить собственную эффективность. Более того, большинство из них готовы платить за профессиональную помощь для достижения своих целей.

Александр Калюжный, аналитик аграрных рынков Ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.