Любая полноценно сформирована отрасль экономики кроме игроков, занятых основной производственной деятельностью, также содержит целый слой экономических субъектов, занятых «вспомогательной» деятельностью – субъектов, клиентами которых являются собственно производители продукции, а не ее конечные потребители. К такой деятельности относится, прежде всего, предоставление различных услуг: консалтинговых, финансовых, услуг страхования и др.

Бытует мнение, что в украинском аграрном секторе, за исключением сотни более-менее технологических холдинговых компаний, консалтинговые услуги являются невостребованными. Но проведя исследование путем телефонного опроса сельскохозяйственных предприятий относительно использования аграрными предприятиями различных внешних услуг, в том числе и консалтинговых, результаты оказались несколько неожиданными.

лишь 16% сельхозпредприятий не пользовались никакими консалтинговыми услугами

В среднем по Украине 8 из 10 сельскохозяйственных предприятий хотя бы раз заказывали консалтинговые услуги. И лишь 16% сельскохозяйственных предприятий в Украине не пользовались никакими консалтинговыми услугами. При этом 37% из тех сельскохозяйственных предприятий, которые не пользуются консалтинговыми услугами сегодня, заявили, что заинтересованы и рассматривают возможность их привлечения в будущем.

Выборка, к сожалению, не позволяет рассматривать результаты в отдельных областях Украины, однако дает возможность дифференцировать респондентов по категориям в зависимости от земельного банка в обработке.

больше всего заказчиков консалтинговых услуг — среди небольших предприятий

Если разделить сельскохозяйственные предприятия на 3 категории: такие, которые обрабатывают 1000 га (условно «небольшие»), от 1000 до 3000 га («средние») и более 3000 га («большие»), то больше всего заказчиков консалтинговых услуг именно среди небольших предприятий. В этой категории 87% компаний хотя бы один раз заказывали консалтинговые услуги, в то время как среди средних по размеру предприятий этот показатель составляет 80%, а среди крупных – 86%*.

* Оцененая доля крупнейшей категории предприятий может быть неточной, из-за недостаточного представления этой категории с/х предприятий в выборке.

Консалтинг – достаточно широкая категория. Стоит разделить их на виды, которые являются наиболее востребованными среди сельскохозяйственных предприятий: агрономический консалтинг (например, использование агрохимии), анализ почв, консультирование относительно методов точного земледелия (например, использование NDVI), деловой консалтинг (например, написание бизнес-планов) и ценовой консалтинг.

По результатам исследования можно построить следующий рейтинг указанных видов услуг за процентом предприятий, которые их привлекали (последняя колонка отражает преобладающую ответ на вопрос, насколько часто заказываются услуги):

Консалтинговые услуги

Процент предприятий

«Как часто?»

1

Анализ почвы

76

Раз в год

2

Точне земледелие

18

Сезонно (2 раза в год)

3

Агрономический консалтинг

17

Раз в год

4

Деловой консалтинг

7

Нерегулярно

5

Ценовой консалтинг

3

Сезонно

Стоит упомянуть и аспект комплементарности или взаимодополнения в заказе сельскохозяйственными предприятиями консалтинговых услуг. Среди тех предприятий, которые воспользовалась любым из указанных видов консалтинговых услуг коэффициент тех, что заказывали хотя бы еще один другой вид услуг составляет 38%. То есть более трети опрошенных предприятий заказывали более одного из указанных видов консалтинговых услуг.

В украинских реалиях эти результаты являются впечатляющими. Согласно с ними аграрные предприятия как категория производителей испытывают потребность в модернизации производства и хотели бы повысить собственную эффективность. Более того, большинство из них готовы платить за профессиональную помощь для достижения своих целей.

1746Александр Калюжный, аналитик аграрных рынков Ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»