Все, что сегодня происходит в мире агро, непосредственно отражается на Украине, но, к сожалению, наша страна сегодня является не ценообразователем на мировых рынках, а потребителем мировых цен.

Даже если мы присутствуем на глобальном рынке зерна как один из основных игроков, мы присутствуем исключительно в объемах своего производства.

Однако, если у нас, не дай Бог, где-то неурожай — это ощутят все. Это будет известно каждому товаропроизводителю в Аргентине и США, потому что мировые цены на это отреагируют, но исключительно в глобальных масштабах.

Все остальное — это мировая политика. Есть глобальная цена на пшеницу, кукурузу, ячмень и т.д. И уже от нее формируется закупочная цена в украинском порту и дальше спускается украинскому фермеру.

То есть если наш фермер скажет: «У меня выросли затраты — я хочу продать дороже», то это будет лишь его проблемой. Он уменьшит свои доходы, если не сумел трансформировать свое производство таким образом, чтобы сократить расходы.

И соответственно, если у фермера увеличилась стоимость посевной и уменьшился урожай, то никто ему это не компенсирует.

На государственном уровне нам тоже нужно шевелиться — пробиваться на рынке на уровне торгового и аграрного атташе, доносить до конечного потребителя — не только до того, кто в супермаркете или на элеваторе или в порту.  

До правительственных чиновников этих стран нужно доносить, какая в Украине есть продукция и что с нами нужно сотрудничать. Особенно это касается не коммодитиз, а продуктов глубокой переработки.

Причем чиновник должен ехать сначала на неоткрытые рынки, а уже за ним может последовать бизнес. Например, в Польшу чиновнику Минагрополитики нет смысла ехать.

Там мы уже доказали, что можем конкурировать во многих сферах, в частности в яблоках. Украинская готовая продукция — качественная, должным образом упакована, маркирована по европейским стандартам.

В то же время мы должны понимать, что, например, Евросоюз является не единым рынком, а это 27 стран с совсем разыми рынками.

Если компания хочет на них выходить, она, во-первых, должна выбрать себе страну, куда планирует зайти в первую очередь, изучить меньший рынок. Открыть офис или как минимум отправить туда своих специалистов, чтобы они походили по супермаркетам.

Нужно активно пользоваться возможностями агроивентов как источников свежей информации. То, что сегодня опубликовано, напечатано, — очень быстро устаревает, это уже вчерашний день.

Нужно искать какие-то изюминки, что-то новое, чтобы заинтересовать потребителя. Ивенты дают возможность теснее общаться, поэтому за конференциями будущее.

Живое общение между людьми дает те ноу-хау, те толчки, которыми дышит рынок на этот момент. Случайно сказанное слово может вдохновить того или иного специалиста для развития в своей компании и для изобретения чего-то нового, чего еще не внедрили конкуренты.

Если об этом уже написано, делать это уже поздно. Если вы хотите развить свою компанию, нужно уловить момент, когда об это лишь где-то обмолвились. Консалтинговые компании в этом случае должны дать возможность игрокам рынка ощутить это дыхание рынка.

Например, многие руководители холдингов считают, что дроны — это вчерашний день, и гораздо актуальнее комбайны-беспилотники.

Мария Колесник, замдиректора консалтинговой компании ProAgrogroup

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.