«Требования» — это универсальное слово, к которому мы приходим, когда начинаем говорить о стандартах, сертификатах. Даже если вы еще не экспортируете, всегда полезно изучать требования. Потому что экспорт — это длинная дорога. Вы сегодня начали и возможно за год, два или три туда дойдет.

Чем раньше мы начнем думать, насколько наш бизнес отвечает этим требованиям, тем лучше. Потому что как только придет день Х, и вам понадобится, чтобы к вам пришел аудитор, сделал проверку и выдал сертификат, то вы можете оказаться не готовы. Аудитор может сказать: «Вот это нужно снести, а это перестроить».

Чтобы вы не выглядели “неандертальцами” в контактах с сильными международными партнерами, вы должны ориентироваться в стандартах. Они спросят: «А есть ли у вас GLOBALG.AP или BRC?». Вы ответите: «Еще нет, но я отвечаю всем требованиям этого стандарта за исключением того-то и того-то».

Тогда потенциальный партнер поймет: этот человек целенаправленно идет к экспорту. С вами есть смысл общаться – возможно, через полгода-год у вас будет сертификат, и он продолжит с вами вести общение.

Но если вы, услышав «GLOBALG.AP», сделаете квадратные глаза, это сразу создает определенное впечатление. Потому что экспорт-бизнес начинается с того, насколько адекватен человек, с которым я общаюсь.

Стандарты в подавляющем большинстве случаев являются открытыми – их можно загрузить из интернета и посмотреть.

Есть такой мощный ресурс – BSI (British Standarts Institution). Это достаточно авторитетный британский орган сертификации. Они структурировали стандарты, которые могут применяться к агропредприятию. Это стандарты пищевой безопасности и качества, цепочек поставки, устойчивости, управления бизнесом, социальной ответственности.

 

Существуют три класса требований:

Обязательные требования. Те, которые устанавливаются нормативно. Например, законодательство ЕС и каждого из его членов. Причем первое имеет приоритет перед вторыми, которые должны ему соответствовать, но иногда страны-члены ЕС могут что-то дополнительное вводить. Пример обязательных требований – это HACCP.

Где найти информацию об этих требованиях? Важнейший ресурс для этого — Trade Helpdesk. Это открытый и бесплатный портал, база, которая содержит импортные тарифы, требования к товарам, преференциальные соглашения, которые существуют между ЕС и третьими странами. квоты, торговую статистику и другие важные вещи.

Введя в табличку этой базы основные данные о своем бизнесе (своя страна, страна, куда экспортируем, код своего товара (его можно найти там же в справочнике)), вы можете увидеть собственную позицию в сравнении с другими странами, тарифы, правовые базы стран. Условия по квотам смотрим в разделе taric.

Там же есть раздел «Импортные процедуры»: документы для прохождения таможенного контроля при въезде в ЕС и специфика его прохождения для отдельной страны.

Раздел «Требования к продукции» содержит, например, контроль загрязнителей, контроль пестицидов, контроль здоровья (для товаров неживотного происхождения).

Весь ресурс создан на понятном языке, чтобы люди, не читая законодательства ЕС могли сюда зайти и сложить для себя относительно понятную картинку. Здесь есть извлечения из законодательства и конкретные дополнения к нему, в которых устанавливаются нормы. Например, норма по загрязнителям, внутренние налоги — НДС и акциз.

Следующий интересный раздел — «Статистика». Например, мы можем увидеть, сколько продукции, аналогичной вашей, завозят в ЕС.

Добровольные требования. Они, конечно, отчасти являются «фикцией». Де-факто єти стандарты обязательные, но им нужно отвечать, если вы хотите сотрудничать с определенным игроком.

Например, участники рынка сои объединяются и решают установить определенные стандарты, которых они будут придерживаться.

Так, в Великобритании 80 % оборота розничной товаров попадает под требования “Британского розничного консорциума”, у которого есть стандарт BRC.

Сначала он делится на несколько узких стандартов. Примеры, добровольных стандартов в пищевой отрасли – GLOBALG.AP, SQF, IFS,  FSSC 22000. Если вы их не выполняете, то с крупными игроками в большинстве случаев вы работать не сможете.

Я cпросил у немецкого менеджера из Metro, какие базовіе требования должны выполняться? Он ответил: «Нужен хотя бы один из стандартов GFSI, и тогда мы начинаем разговор».

GFSI (Global Food Safety Initiative) — Глобальная инициатива по пищевой безопасности. Это международный форум, который устанавливает «стандарты для стандартов», то есть они определяют, какие стандарты являются основополагающими. Для пищевой продукции это все те же GLOBALG.AP, SQF, IFS,  FSSC 22000.

Базу данных добровольных стандартов можно найти на одном магическом ресурсе, о котором пойдет речь в следующей части этого материала.

Продолжение читайте 7.05.2018

Олег Мирошниченко, консультант по экспорту на европейские и международные рынки

Использованы тезисы ворк-шопа Ukrainian Food Valley в Киево-Могилянской бизнес-школе

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.