По данным Facebook, аудитория Messenger на сегодня достига 1,3 млрд человек, и сегодня в любой аграрной компании от владельца до рабочего вряд ли найдутся люди, которых бы не было в Facebook. То есть с большой долей вероятности, ваша целевая аудитория там есть.

89 % юзеров Facebook используют его на мобильных устройствах, и в среднем 14 раз в день такой человек проверяет сообщения на FB. Поэтому, используя Messenger в бизнесе, можно изменить отношения с вашим потребителем с обычного маркетинга, когда он просто видит вашу рекламу, на коммуникационные, более дружеские отношения.

В Messenger мы обычно переписываемся с близкими, друзьями, знакомыми, и когда мы заходим туда со своим бизнесом, то должны сохранять ту же культуру, которая в нем существует.

Например, когда успешный предприниматель регистрируется на Фейсбуке, но совершенно не может вести себя там согласно культуре соцсетей, то это убивает репутацию, не дает нужного эффекта или дает обратный.

Если обычные люди в Messenger используют эмоджи, то вы тоже можете использовать их в деловых переговорах.

Чато-боты — также важный инструмент коммуникации в Messenger, Telegram и других подобных систем коммуникации. У аудитории любого бизнеса свои «боли» и свои точки соприкосновения, и чат-боты на это реагируют. Как именно, я попытаюсь объяснить.

Имейл не имеет

Самая близкая тема к Messenger — имейл-маркетинг. Было время, когда он изменил отношения между бизнесом и потребителем, и до сих пор является эффективным инструментом. Многие его до сих пор используют, но не всегда правильно. Приходит очень много спама, ненужных рассылок, у вас в ящике накапливается все больше непрочитанных сообщений без ответа.

 

В имейл-маркетинге вы можете нормально коммуницировать только со своей целевой аудиторией, которая дала вам свои адреса и привыкла к этой переписке. Но если вы хотите привлекать новых людей, вы столкнетесь со многими проблемами.

Одна из них, на которую вы никак не повлияете, – все меньше обычных людей используют электронную почту. Там остаются только те, чей бизнес не может без нее обойтись. Среднестатистический потребитель товаров b2c практически не заходит в имейл.

Если вы следите за политикой, например, Фейсбука в отношении бизнеса, то идеальная ситуация там, когда у вас есть 100 подписчиков, и вы публикуете материал, который должен выстроить коммуникацию с вашей целевой аудиторией. Но в лучшем случае ее увидят 30 человек.

Но если вы внедряете чат-бот, то вы получаете 75 % людей, которые это увидят. Есть специальные ресурсы, которые помогают создавать коммуникативные конструкции, позволяющие выстраивать отношения с аудиторией.

Робот-советчик

Чат-бот может быть жизненно важным источником информации для вашего предприятия, особенно для тех, кто обслуживает агропроизводителей. Фермеры – очень сложная аудитория. Они часто в полях, и чтобы им что-то продать, нужно просто сразу к ним поехать.

Но вы можете фермеру обеспечить поток важной информации. Например, создать чат-бота, который позволит коммуницировать большому кругу людей по теме рейдерства: фермерам, силовым структурам, юристам. Чат-бот позволит мгновенно узнавать, как поступать в той или иной ситуации.

Чат-бот поможет оперативно реагировать на изменения в законодательстве. Когда люди глубоко погружены в операционную деятельность, вы можете помочь им получать информацию с многих сайтов, ценную выжимку с них.

Например, мой день начинается с того, что я просматриваю, что нового произошло в маркетинге, какие появились новые инструменты, кейсы и как я могу их использовать для своего развития. Для получения этой информации я использую чат-боты в Facebook и Telegram, а не мониторю сайты.

Если тема – субсидирование агробизнеса из госбюджета, то вы можете получить доступ к информации, где и какие субсидии выделяются. Привлечь фермеров в такой чат-бот будет абсолютно не сложно.

Антидемпинговая координация действий – также популярная тема, которую можно быстро решить через обсуждение в чат-боте.

В Великобритании создали чат-бота, который выигрывает юридические дела. Это экономит миллионы долларов обычным людям.

Доверительные письма

Работая через чат-боты с рынками сбыта, аграрии получат информацию, куда продать товар. Я выделил пять сфер, в которых может чат-бот может и не может быть полезным.

Если вы работаете с биржами, то можете нанять программиста, который будет собрать о них данные или отдать их боту, который будет собирать с них информацию и давать вам подборкой. Это существенно сэкономит время и деньги.

А вот во взаимоотношениях с госсектором, где уже есть, к примеру, ресурс Prozorro, чат-бот вам не поможет.

Если вы продаете свой товар конечному потребителю, то чат-бот для вас является, образно выражаясь, «биткойном по 10 долларов». Ведь как обычно происходит маркетинг в Украине? У вас есть продукт, упаковка, оффер, траффик на сайт или в магазин, предложение купить. После чего происходит покупка.

Это все хорошо, но эта схема скоро себя изживет, потому что люди все реже покупают из-за того, что все реже доверяют производителям. Чтобы вызвать доверие, мы в любой проект стараемся вводить бесплатную коммуникацию.

И в этом процессе много используются чат-боты, потому что, когда целевая аудитория, например, фермер открывает Фейсбук, мы ему предлагаем бесплатно получить какой-то материал.

Как только он нажимает на эту рекламу, он попадает в базу данных, и мы можем на ее основе выстраивать автоматическую рассылку писем, которые рассказывают, чем мы можем быть полезны для этого фермера. И так с любой целевой аудиторией. Если речь о конечном потребителе, то можно говорить о проведении каких-то акций, сегментировать работу по городам.

Раньше эту работу мы делали все вместе в имейл-маркетинге, теперь она переходит в чат-боты и происходит автоматически без использования специализированных знаний.

Ботать по чату

Чтобы работать с чат-ботами, нужно знать аватар своего клиента (дистрибьютора, оптовика, конечного потребителя), то есть кому и что вы продаете, уметь позиционировать бизнес, писать продающие тексты, выстраивать цепочки продающих предложений.

Для успеха нужен качественный трафик: если у вас хорошо работает чат-бот, но вы направили туда людей, для которых это не актуально, вы проделали эту работу зря.

Необходимы и технические навыки, которые помогут запустить всю систему, – с ними поможет, например, программа ManyChat. Правда, этот конструктор работает только для Фейсбука.

Вот как происходит продажа традиционно в Украине:

И так это можно оптимизировать с помощью чат-бота:

Если вы даете консультацию через чат-бота, и ваш клиент отказался от вашего предложения, у вас есть возможность эффективно его переубедить или доказать, что с вами выгодно работать.

Например, вы торгуете сельхозтехникой, и фермер отказался купить у вас комбайн, вы можете отправить ему ряд сообщений, которые могут представлять для него ценность.

Допустим, вы делаете ему дешевое предложение: купить не комбайн за $ 200 тыс, а сеялку за $ 5 тыс и предлагаете ему бесплатную консультацию, чтобы он приехал к вам посмотреть ее.

Вячеслав Бородай, сооснователь и директор маркетинговой компании Prost

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.