Более половины мирового рынка меда обеспечивают пять стран — Китай, Аргентина, Украина, Индия и Мексика. При этом наибольшую динамику роста показывает именно Украина. За последние 6 лет экспорт удалось нарастить более чем в пять раз.

Prognoz Im6

Общий же объем экспорта-импорта меда сегодня оценивается в объеме примерно 650 тыс. тонн. Рынок постоянно растет — примерно на 5% ежегодно, свидетельствуют данные обзора, проведенного компанией «Аскания-Пак».

Prognoz Im5

Аналитики отмечают, что украинский мед имеет несколько безусловных преимуществ, которые и создали возможность для роста экспорта. Среди них — натуральность; достаточно нейтральный вкус и цвет, что дает возможность использовать его в пищевой промышленности, или смешивать с другими сортами меда для достижения определенных характеристик бленда. Также важными факторами является цена и географическая близость к основному рынку потребления (Европа).

В то же время видовая бедность (99% украинского медосбора составляет подсолнечник) и потребительские свойства этого самого подсолнечника, которые не соответствуют основным потребностям рынка (быстрая кристаллизация), являются существенной преградой для эффективного развития экспорта: расширение географии и повышение цены продажи.

Основными рынками сбыта для украинского меда остается Европа (около 70% всего экспорта) и США (около 30%). Однако эксперты отмечают, что с начала сезона 2017 поставки в США составляют лишь 10% от объема украинского экспорта.

Пчеловоды часто упрекают экспортеров, что последние не развивают другие рынки сбыта кроме Европы и США, и это является одной из причин низкой цены на украинский мед.

Вместе с тем, в компании отмечают, что каждый из более чем 50 украинских экспортеров находится в постоянном поиске новых рынков сбыта и конкурентных преимуществ, и если бы была такая возможность, уже бы давно были продажи украинского меда и в Азию, и в Африку, и в ту же Японию.

Почему мы не можем развивать продажи в другие страны? Все опять упирается в спрос и культуру потребления, которые существуют в этих странах. Например, в Японии, которая является третьим (после ЕС и США) мировым импортером меда, основу потребления составляет прозрачный или белый мед, и самым популярным сортом меда есть пастеризованная смесь акации с рапсовым медом.

2018-03-16-13-02-28276760

В арабских странах – наоборот, наиболее популярным является темный мед, с ярко выраженным и очень специфическим ароматом. Также этот рынок насыщен дешевым медом из Китая, натуральность и качество которого вызывают определенные сомнения, но средняя цена не превышает 1,6 $/кг. Кроме того, и в Японии, и в арабских странах покупатель предпочитает жидкий мед. И в этом случае Украине фактически нечего им предложить.

Дабы повысить прибыль, пчеловодам советуют изучить свои слабые стороны и развивать возможности. В частности, необходимо учиться собирать не 40 кг с одной пчелосемьи в год, а гораздо больше. Зимовать с минимальными потерями. Ухаживать за пчелами без антибиотиков. И наконец, учиться производить и зарабатывать на других продуктах пчеловодства.