Продолжение. Часть 1. Часть 2. Часть 3.

Фальшивый имейл

Не полагайтесь на стандартную практику выполнения тех или иных операций — мы это знаем на примере наших железных дорог, у которых в самый ответственный момент может не оказаться вагонов. Эти риски ложатся на плечи продавца. Покупатель лишь скажет в этой ситуации: «Проблемы индейцев шерифа не волнуют».

Опасайтесь мошенников. Сегодня работает организованная преступная группа в сфере инвойсов. Международный бизнес зачастую это продавец и покупатель на разных концах планеты, которые никогда друг друга не видели. Возможно, они просто нашли друг друга на какой-то электронной платформе. В лучшем случае они однажды общались на конференции.

есть 48 часов, в течение которых их можно остановить

Так или иначе они общаются в основном через электронную связь. Мошенники отслеживают такие компании, взламывают почту и получают копии всех ваших корреспонденций. В момент, когда продавец отправляет инвойс покупателю, они перехватывают его.

К этому моменту у них зарегистрирована компания с таким же названием и открыт счет, и они просто перевыставляют инвойс с совершенно другими банковскими реквизитами и отправляют покупателю. Тот получит имейл, в котором может быть просто изменена одна буква, и не обратит на это внимания, потому что ему придут именно те документы, которые он ждет.

После того, как покупатель отправил деньги мошеннику, есть 48 часов, в течение которых их можно остановить. В одном случае нам удалось арестовать платеж на $ 1,5 млн в Польше. И уже два года эти деньги под арестом — ведется уголовное дело.

Поэтому после отправки инвойса нужно обязательно связаться с вашим контрагентом по телефону и удостовериться о получении им вашего письма именно с вашими реквизитами. И только после подтверждения платить.

Выстрел в голову

Часто нас спрашивают, поставка товара не того качества, которое заявлено в контракте, это дефолт? И до какой степени оно может варьироваться, чтобы стать дефолтом.

Контрагенты могут либо нарушить важное условие контракта, condition (не номинация судна вовремя, не открытие вовремя аккредитива, не оплата, не поставка товара и т.д.), и тогда вторая сторона имеет право объявить дефолт. Это выстрел в голову контракта.

невиновная сторона не должна наживаться на поведении виновной

Но есть нарушения, которые не приводят к убийству контракта, — warranties, и невиновная сторона просто имеет право на компенсацию убытков. Если, например, речь идет о неполной поставке объема или не совсем того качества, которое предусмотрено в контракте.

Если вы покупатель на CPT, поставляете в Италию на фабрику пасты и вам нужна пшеница определенного качества, иначе ее у вас не купят, мы рекомендуем включать этот показатель в описание товара.

Презумпция виновности

Если вторая сторона контракта нарушила его условия, что делать? Английское право говорит о том, что невиновная сторона не должна наживаться на поведении виновной, то есть на дефолте. Первая должна оказаться в том же положении, в котором она была бы, если бы контракт был исполнен. То есть не получить никакой дополнительной выгоды.

К нам пришел клиент, продавец на FOB, который сказал: «Мне покупатель не нашел корабль — давайте объявим ему дефолт, подадим в арбитраж, получим большую компенсацию».

обязанность по уменьшению убытков лежит на истце, а бремя доказывания, что истец этого не сделал, — на ответчике

Но ведь убытки — это всего лишь разница в цене, которую вы недополучили, когда продали товар другому покупателю после того, как первоначальный не прислал корабль.

Если вы продали его по той же цене или дороже, у вас нет убытков, поскольку вы не вкладывались даже во фрахт. В арбитраж идти не с чем, компенсации он вам не присудит.

Если при CIF был мертвый фрахт, вы потратились на хранение товара, или продали его дешевле, чем по начальному договору и все это докажете, этот прямой ущерб будет компенсирован в полном объеме.

Но если вы загрузили в портовый элеватор товар, за которым не приехал покупатель, и он пролежал у вас там год или два и сгнил, вы вряд ли сможете компенсировать стоимость всего этого товара.

То есть вы должны вести себя разумно. Есть важное правило арбитража: обязанность по уменьшению убытков лежит на истце, а бремя доказывания, что истец этого не сделал, — на ответчике.

Если судно пришло в порт назначения и там долго плавало на рейде, ожидая оплаты и за месяц товар испортился, то, конечно, продавец будет иметь право на полную компенсацию стоимости этого товара.

Для того, чтобы исполнить решение суда, когда ваш ответчик, например, в Египте, Китае или Индии, вы идете в международный арбитраж и исполняете решение при помощи «Нью-йоркской конвенции о признании исполнения решений международных арбитражных судов».

Ее смысл состоит в том, что какой бы арбитраж ни вынес решение в вашу пользу, вы имеете право идти исполнять его не только в ту страну, где находится ответчик, но и ту, где находится его имущество, то есть даже в оффшорные зоны.

Аминат Сулейманова, управляющий партнер юридической компании AGA Partners, адвокат

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.