За последние 4 года экспорт украинской свежей и замороженной ягоды вырос втрое. Произошло это за счет двух факторов: девальвации гривны и снижения импортных пошлин в странах ЕС. Но в будущем надо быть готовым к росту конкуренции и, соответственно, снижению цен. Особенно это будет чувствоваться на внешнем рынке, говорит Ирина Кухтина, президент ассоциации «Ягодоводство Украины».

«В прошлом году украинским ягодникам подыграла погода: в странах ЕС производство упало, и мы смогли в очередной раз увеличить экспорт. Но на перспективу надо понимать, что при стабильном курсе гривны или его росте наша конкурентоспособность на внешнем рынке будет снижаться», — цитирует эксперта «Инфо-Шувар».

По ее словам, в ЕС производство тоже растет, и очень быстро. Кроме того, следует хорошо изучить внешний рынок. Допустим, цена на малину 8 €/кг в январе в супермаркете Берлина – это информация ни о чем — мы зимой малину не выращиваем. Гораздо более полезной была бы информация о цене на малину в Австралии, но в июле или августе, рассказывает Кухтина.

Она также добавляет, что в ягодном бизнесе имеет значение множество факторов: размер хозяйства, климатическая зона, расстояние до главных рынков сбыта, технология производства.

Например, фермеры Закарпатья получили джекпот в виде климатических условий и относительно небольшого расстояния к рынку ЕС. А вот для производителей центра и юга Украины большое значение имеет расстояние до крупных городов. Желательно, чтобы оно не превышало 100 км.

Экспортный прорыв украинских ягод способствует тому, что этим бизнесом интересуются все больше игроков рынка. Ягодные участки закладываются во всех регионах Украины. Размер варьируется от нескольких соток до 100 и более гектаров. Впрочем, не все понимают, насколько этот рынок специфический.

«Мерить ягодные участки надо не гектарами, а рабочей силой, говорит Кухтина. — Сегодня ягодные плантации закладывают производители зерновых и масличных. Но кто будет собирать этот урожай? Рабочая сила — в дефиците».

Напомним, производство ягод сейчас растет быстрее спроса, цены на них падают.

О самых маржинальных нишах в ягодном бизнесе и ближайших прогнозах их развития читайте здесь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.