Мелкие молочные хозяйства могут быть прибыльными и интересными банкам и банковским учреждениям для предоставления им кредитов на развитие. Об этом в эфире agro.fm рассказал Петр Богачевич, эксперт по финансированию аграрного сектора IFC.

По его словам, проведенное недавно IFC исследования молочного скотоводства, свиноводства, производства говядины, птицы на яйца и на мясо показало, что отдельные маленькие фермы могут быть прибыльными. Но, рассматривая фермерские хозяйства для предоставления им кредитования, банки смотрят на количество гектаров, в то время как следует смотреть на прибыльность хозяйства и на способность обслуживать долг.

«В своем исследовании мы увидели, что потенциал есть и для финансирования таких хозяйств, и для ведения ими прибыльной деятельности», – говорит Богачевич.

По его словам, интересный момент, что у животноводов, как правило, есть залог: коровники, техника, сама скот, который также может быть залогом для банка. Все это нужно показывать и объяснять банку, который мало что понимает в молочном скотоводстве, и, тем самым, помочь ему принять решение.

«Есть несколько направлений продаж у молочной фермы. Доходы у нее есть не только от продажи молока, но и от бычков, или от продажи излишков зерновых и масличных культур, если они выращиваются в хозяйстве. Такой объект, у которого диверсифицированное производство, более интересен для банка с точки зрения уменьшения рисков. Нужно показывать, что у фермы есть текущая деятельность, которая приносит живую копейку каждый день», – советует эксперт.

Производителю, который хочет взять кредит на развитие нужно показать банку знания собственного производства и стратегию, в каком направлении будет предприятие двигаться дальше: знать свои расходы, откуда берется прибыль, какая она, показывать банку доходность в процентах, динамику прибыли за последние три года. Также можно показать, с какими предприятиями ферма сотрудничает, с кем есть контракты, куда поставляется продукция. Надо понимать, какая информация интересна банку и, исходя из этого, сделать подготовительную работу.

«Предприниматель должен показать и объяснить, зачем ему нужен кредит. Поскольку банк ожидает, что это будет кредит на развитие, что фермер возьмет его, будет обслуживать и оставаться прибыльным», – объясняет Богачевич.

Огромным плюсом будет предложенный фермером бизнес-план или стратегия развития на ближайшие несколько лет, и пути реализации этого плана или стратегии. Очень важный момент этой стратегии состоит в том, чтобы фермер рассчитывал не только на кредитные средства, но и самостоятельно принимал участие в финансировании своего хозяйства. Например, покупая 50 голов молочного стада, брал кредит на 35 голов, а остальные покупал за собственные средства.

Подробнее о требованиях к кредитной заявке фермер может ознакомиться на сайте конкретного банка, с которым он планирует сотрудничать, поскольку они у всех банков разные. Но эксперт советует не зацикливаться только на банках, поскольку, кроме них, в Украине можно получить финансирование еще и от кредитных союзов, за счет грантовых средств или государственной поддержки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.