Чем Китай интересен Украине? Прежде всего своей прогнозируемой экономикой — они живут пятилетками. В Поднебесной существует «Национальный пищевой план», в котором обозначены основные тренды. Последний принят в 2017 году и будет действовать до 2030 года.

В него ежегодно вносятся небольшие изменения, но общее направление по вашему товару на десятилетие вперед вы уже сможете понять.

Второй аргумент в пользу Китая для нашего экспорта — там постоянно растет потребительский спрос, ежегодно на 22 %. Причина роста: не вся китайская продукция качественна, и они обращают особое внимание на импортные продукты. Хотя те и дороже, но у китайцев есть возможность их покупать на свои зарплаты.

Кроме того, в декабре 2017 года из-за роста потребительского спроса Китай снизил в среднем на 10 % импортные пошлины на 187 видов продукции. Пошлины на некоторые виды ввозимых товаров стремятся к нулю.

Кофе и китайцы

Лидер спроса в КНР — фасованные пищевые продукты, особенно злаки и питательные батончики. К сожалению, неупакованные продукты китайские потребители не очень жалуют, и заказы на них падают.

Второй по популярности тренд — йогурты и в целом молочные продукты. По ним лидерство пока удерживают местные производители. Основные каналы их продаж — супермаркеты. Хотя китайцы все меньше предпочитают местную молочную продукцию, потому что знают, что число коров в Поднебесной несоизмеримо с населением. Они считают зарубежную продукцию более качественной.

Украина считается в Китае страной с очень большим молочным поголовьем, и его жители почему-то думают, что именно поэтому украинские молочные продукты очень качественные.

Например, сливки «Буренка» для них — первое лакомство при добавлении в кофе, и наши знакомые китайцы просят всегда привезти их с собой. К тому же сейчас в Китае все больше людей пьют кофе.

На третьем месте — говядина и мясные изделия. Китайские производители уже несколько лет не могут удовлетворить внутренний спрос на эти продукты. Власти делают все возможное, чтобы заместить их нехватку наращиванием экспорта.

Основные экспортеры мясных товаров в Китай — США, Бразилия, Австралия, Германия, Испания, Дания и Уругвай. Даже если Украина всю продукцию своего мясного производства направит в Китай, они заходят докупить ее у других стран.

Китайские предупреждения

Как же в таких условиях завоевать рынок КНР? Сначала вам нужно понять разрешен ли ваш продукт к ввозу в Китай. Например, предприятия, производящие рыбу, мясо и молочные продукты, должны быть аккредитованы в Китае.

Вы должны ознакомиться со списком ингредиентов, запрещенных в КНР. Если их найдут в вашем товаре на таможне, то весь груз будет утилизирован. И «договориться» с чиновниками в Китае очень сложно — вы всегда кому-то можете перейти дорогу, там высокая конкуренция.

Помимо продуктов животноводства есть ограничения и на растениеводческие товары. Например, ввозить сою могут только предприятия, которые занесены в специальный список. Чтобы попасть в него, нужно провести специальные исследования при аккредитации полей.

Экспортер в Китай должен знать китайские требования к ввозимым пищевым продуктам — их достаточно много. Есть национальные стандарты, профессиональные, местные и стандарты предприятий. Для нас важнее всех — национальные. Среди них есть обязательные и добровольные.

Почему их важно изучать? В каждом стандарте есть детально прописанные показатели, например, для подсолнечного масла. Обратите внимание, что оно продается в Китае в толстых пластиковых бутылках.

На сегодняшний момент этот рынок низкомаржинальный. Китайцы привезли в Украину свое оборудование, на котором с конца 2017 года выдувают бутылки, клеят свои этикетки и отправляют к себе на родину. Поэтому украинскому производителю будет сложно конкурировать с ними.

Крупные игроки, которые экспортировали большое количество подсолнечного масла в Китай, сегодня почти все ушли с этого рынка.

Если вы экспортируете в Китай продукты, маркированные как органические, но при этом не получили местный сертификат на такую продукцию, то вас ожидает довольно большой штраф. Конкуренты очень быстро заметят ваш значок «organic», если он не будет подкреплен сертификатом. Вероятность, что на вас не обратят внимания, очень мала.

Евгения Литвинова, руководитель Клуба экспортеров Украины

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.