В ближайшие годы Украина будет производить 80-100 млн тонн зерна и при этом экспортировать 70 млн тонн. Как отгрузить такой объем с поля на судно? Этот вопрос встанет перед украинскими производителями не просто остро, а очень остро.

Сегодня 75% зерна от элеваторов в порты перевозит железная дорога и лишь 5 % отправляются рекой. При этом страна может отгружать в порты 700 тис т зерна, но перевозить по рельсам — лишь 100-120 тис т.

В ближайшие годы железная дорога не сможет справиться с растущими объемами экспорта, говорят многие специалисты.

Мы предлагаем значительно расширить возможности речного пути для зерна и других товаров. Наша «Новая транспортная система» (НТС) — проект перевозки сыпучих грузов плавучим караваном. Он будет создан на основе герметичных свето- и водонепроницаемых мягких трубчатых контейнеров.

Из них мы составим сплотку, как при сплаве древесины. Она будет крепиться не менее чем пятью способами продольной и поперечной вязки и средствами для запирания и буксировки. Соединения транспортного модуля — быстроразъемные.

Из контейнеров можно сформировать караван, например, на 3500 тонн пшеницы. Он будет состоять из 32 транспортных модулей по 100 тонн каждый.

Не так уж плох

Главный экономический эффект использования НТС по сравнению с традиционными баржами и кораблями – в дешевизне каравана и его эксплуатации.

Загружать эластичные модули можно пятью способами в районе расположения агропредприятий. Один из них — гравитационный.

После загрузки буксир формирует из контейнеров «плот» и транспортирует его по рекам страны к южным портам до балкеров типа «Панамакс» грузоподъемностью 60 тыс тонн.

Разгружать модули можно также несколькими способами, в зависимости от того, с краном балкер или без. Может использоваться пневматическая система загрузки.

Обратный путь к месту исходной загрузки зерна НТС проделывает в грузовом трейлере. Конструкция буксиров и их мощность позволяют поместить их туда вместе со свернутыми контейнерами. Объем модулей при єтом уменьшается в несколько сотен раз.

Аренда фуры, которая доставит сложенную систему из Очакова или Одессы, например, до Киева (в район элеватора) обойдется в $ 300. Стоимость буксиров вместе со всей оснасткой каравана – $ 275 тыс.

Для сравнения: цена нового несамоходного судна (баржи) на 3500 тонн – $ 2-2,4 млн, т.е. в 25 раз дороже, а буксиров для нее – в 10-15 раз.

Подводный элеватор

Важное преимущество нашей технологии еще и в том, что для постепенного формирования грузовой партии или хранения зерна в сезон, когда нет навигации, можно просто погрузить контейнеры с зерном под воду. Так в свободных акваториях можно оставлять на полгода по 100-200 тонн зерна.

На глубине полтора метра товару не грозит высокая температура: под водой она колеблется в пределах 4-15 градусов, тогда как при хранении в рукавах-харнилищах в поле — жара может достигать 35 градусов. Это важно для снижения обменных процессов в зерне.

В дельте Днепра, например, в районе Херсона, при подготовке к перевалке на балкеры груз может находиться как над водой, так и под. К кораблям-зерновозам товар транспортируют также мини-буксиры.

Поворот рек

Осадка нашего плавучего каравана может быть снижена до 1 м вместо традиционных 2-2,5 м, как, например, у зернового флота компании «Нибулон». За счет этого время в пути сокращается по сравнению с обычными баржами на 20 %.

При этом сплотке будут помогать плыть в равной степени как буксиры, так и само течение Днепра. Хотя скорость у нас ниже, чем у нибулоновских барж, но мы выигрываем время еще и за счет обратной трансопортировки системы, котора длится всего 10 часов в трейлере грузовика. При этом у нас нет обратного порожнего пробега как у баржи.

Еще одно преимущество  НТС — дешевизна эксплуатации. Судно тратит вдвое больше топлива, чем наши два буксира. У нас ниже и стоимость обслуживания. При хранении под водой не нужно платить за элеватор, оплачивать причальный сбор.

Мы также работаем над снижением осадки транспортного модуля до 0,5 м, и тогда можно будет везти зерно не только по Днепру, но и по его притокам и малым рекам.

ВОЗМОЖНОСТЬ ХОДИТЬ ПО мелководье УВЕЛИЧИВАЕТ водные транспортные артерии ПРИМЕРНО НА 12%

Так, например, Черниговскую область, которая не участвует в речных перевозках из-за осадки, получает на это шанс. За счет возможности ходить по мелководью мы можем увеличить транспортные артерии примерно на 12 %.

 

На плоту в Турцию

Создавая НТС, мы прошерстили опыт многих стран мира и не нашли ничего подобного. Хотя у автора идеи Олега Морозова большой опыт плавания в районе Гонконга и Сингапура. Он буксировал нефтяные вышки и другие сложные конструкции.

С помощью нашей технологии можно перевозить не только зерно, но и другие виды грузов – пелеты, дрова, бумагу, да что угодно.

За целостность груза при его доставке водой мы отвечаем. Например, предлагаем три варианта защиты каравана от коряг. В проекте есть возможность вакуумировать резервуары для улучшения условий хранения товара. Расчетный ресурс одного контейнера — три сезона. При этом он окупает себя меньше чем за год.

В будущем с помощью НТС в хороших погодных условиях можно экспортировать зерно в пределах Азовского и Черного морей, например, в Турцию.

В заключение хочу напомнить любопытный исторический факт. В конце 30-х годов ХХ века Мальорму Маклину из США пришла в голову идея использовать контейнер для грузовых перевозок.

26 апреля 1956 года переоборудованный за деньги Маклина танкер SS Ideal Х с 58 контейнерами на борту отправился из Ньюарка (штат Нью-Джерси) в Хьюстон (Техас). С этого рейса началось бурное развитие мировой контейнерной индустрии. Сегодня более 60% всех мировых товаров перевозятся в контейнерах.

Олег Кузь, морской инженер, консультант

 

 

 

 

 

Олег Морозов, морской гарантийный сюрвейер Global Maritime, штурман

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.