Окончание. Начало здесь

Еще один базовый элемент кайдзен — понимание ценности. Эта та добавленная стоимость выполняемой вами работы, за которую вам платят дороже или которую вы даете для другого подразделения или этапа производства.

Например, кто заказчик молочной фермы? Молокозавод, ритейл или конечный потребитель? Для них ценность, которую создает ферма, будет разной. Многое зависит от того, кого вы определите конечным заказчиком.

В поисках утраченного

В бережливом производстве выделяют восемь типов потерь:

Перепроизводство. Это больше, чем ваш заказчик способен потребить; создает замороженные ресурсы; большой риск, что этот продукт испортится; нагрузка на складскую службу. К слову, Toyota всегда имела только то количество запчастей, которое им необходимо.

Чрезмерная обработка. Можно привести пример оптимизации работы элеваторов компании AgroGeneration. Лаборатории и руководители элеваторов всегда перестраховываются и хотят сделать продукт лучше, чем тот, за уже который платит клиент. Однако на каждом элеваторе можно экономить деньги, не закладывая 1,5 % влажности сверх нормы. Только на двух культурах — рапс и подсолнечник — на двух небольших элеваторах компания сэкономила 750 тыс грн, устранив чрезмерную обработку. Это сэкономило несколько процентов от продаж с этих элеваторов.

Избыточное транспортирование. Особенно часто чрезмерное перемещение сырья или продукции происходит внутри компании. К тому же любое лишнее передвижение продукции увеличивают риск ее порчи и съедает ваши деньги.

Лишние движения (сотрудников – операторов на производстве, доярок на ферме, механизаторов в поле или гараже). Порой кажется, что это мелочи, которые ничего не стоят: ну подумаешь, кто-то побегает. Но если механизатор будет искать инструмент по всему хозяйству, процесс будет стоять.

Вы удивитесь, сколько времени тратят сотрудники на такие лишние движения, ведь вы платите ему за это время. Порой это называется имитация бурной деятельности. Компания JTI при пересменке на заводе ввела укладку инструментов в специальный чемодан — и передача смены стала моментальной, а потери инструментов сократились на 30 %. Из этого вытекает один из принципов лин — правильная организация рабочего места.

Ожидание. Это тоже потери рабочего времени, когда стоит оборудование, — например трактор ждет, когда ему подвезут горючее или минеральные удобрения. Ожидание подчиненных, когда придет начальник и скажет, что ему делать. Это то время, когда человек мог бы создавать ценности.

Чрезмерные запасы. В том случае, когда они не обоснованы, не просчитаны и неуправляемы.

Дефекты. В бережливом производстве это любая продукция или операция и действие, которые не удалось произвести с первого раза. Часто у нас есть так называемый исправимый брак, но, когда мы это делаем, мы снова теряем время и ресурсы. Например, когда мы не обработали какую-то часть поля, а после этого спохватились и сделали еще один круг. Это действие обойдется вам вдвое дороже.

Нереализованный творческий потенциал (его к системе Toyota добавили американцы). Если вы не направляете творческую энергию своих сотрудников в правильное русло, они начинают не творить, а вытворять. Например, в компании JTI каждый сотрудник вносит более 20 рацпредложений. Наша задача этот стихийный креативный процесс наладить.

Все по местам

Несколько слов о базовых инструментах Lean Farming. Главнейший и простейший из них — это 5S, система организации рабочего пространства, чтобы сотруднику было удобно, и он мог работать эффективно.

С этого инструмента вообще нужно начинать введение кайдзен. На многих наших производствах проблема с этим. И поможет в ее решении даже простое наведение порядка и его поддержание.

Мы сразу устраняем несколько потерь — от лишнего транспортирования, лишних движений и запасов до дефектов.

Это место сбора молока на датской ферме. Сравните с аналогичными местами во многих наших компаниях. Нужно не просто заставить людей содержать рабочее место в чистоте, а приучить их к этому.

Еще один базовый инструмент — обслуживание оборудования (TPM). В каждом хозяйстве есть техника, требующая тщательного ухода. В бережливом производстве есть даже такой принцип отношения к технике как живому существу.

Людям, которые на ней работают, нужно создать условия, когда они смогли бы поддерживать эффективную работу этого оборудования. Трактористу — для трактора, доярке для доильного аппарата.

Картирование потока создания ценности — следующий интрумент. Мы берем наш процесс и проходим его полностью с начала до конца, анализируем каждую операцию с точки зрения потерь, находим проблемы и проблемы их решения, привлекая к этому всех сотрудников, задействованных в процессе.

Ежедневные рабочие совещания. На одной ферме в Швеции работают семь человек — собственник, его помощник и пятеро румын, которые очень плохо говорят по-шведски, и при этом мало чем отличаются от наших колхозников.

Несмотря на это, каждое утро они тратят около 5 минут, чтобы собственник им рассказал о планах на сегодня и дал четкие указания, на что обратить внимание и какой результат получить. Простая, но очень эффективная вещь. Когда мы не даем таких указаний и не расставляем приоритеты, персонал начинает действовать на свое собственное усмотрение.

Основатель производственной системы Toyota Тайити Оно сказал: «Наибольшая проблема у той компании, которая говорит, что у нее нет проблем». Они есть всегда, но с точки зрения бережливого производства проблема — это потенциальная возможность улучшения.

Нам нужно научить людей правильно идентифицировать проблемы и отчитываться об их наличии и работать с ними. Ежедневные совещания очень этому помогают.

Стандартные операционные процедуры. Это четкие процедуры, с помощью которых выполняется та или иная операция.

Так, одна шведская молочная ферма ввела процессный менеджмент: у заведующего есть целый шкафчик, в которой на каждую процедуру заведена отдельная папка, в которой на 15 страницах описано, например, доение коров.

С доярками провели специальное обучение и каждые полгода приезжает аудитор, который проверяет исполнение этих инструкций. Причем чем в них больше картинок и чем меньше текста, тем лучше.

Коллеги из Великобритании рассказывали, что когда они ввели нечто подобное на своей ферме, у них почти до нуля упала смертность молодняка. Они научили людей правильно диагностировать те или иные проблемы.

Шведы на ферме ввели специальный стенд, где невыполненное задание отмечено красной карточкой, а выполненное — зеленой.  Сотрудник выполнил задание — перевернул карточку с одного цвета на другой.

Другое небольшое предприятие в Швеции из 22 сотрудников, которое выращивает растения на продажу, каждую весну набирает около 100 человек дополнительного персонала из Украины, Польши, России, Прибалтики. Поэтому там часто возникают проблемы, с языком, пониманием. Картинки очень помогают в этом, люди меньше фантазируют, больше и лучше работают.

Роман Романцов, консультант по бережливому производству, представитель Lean Farming в Украине

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.