Почему сочетание слов «lean» и «farming» у нас, да и не только в Украине, вызывает удивление и очень многим его смысл незнаком?

Например, сегодня в Украине почти нет компаний в агросекторе, которые активно используют инструменты lean six sigma.

В прошлом году меня пригласили посетить одно агропредприятие для возможного внедрения инструментов кайдзен и lean. Для меня, консультанта по этим методикам организации труда также поначалу были достаточно сложно соединить современные технологии lean и фермеров с коровами. Хотя я родился в селе, и знаю, что такое обработка земли.

И я нашел все ответы в Дании — в компании Lean Farming. Она уже более 10 лет занимается проектами повышения операционной эффективности в животноводстве с использованием lean. Руководит компанией Сюзан Пейструп – выпускница Копенгагенского агроуниверситета.

На основе этого опыта я хочу рассказать об основных принципах использования lean в отрасли агро

Толстый и тонкий

Существуют два подхода к тому, чтобы повысить эффективность нашего труда. Первый из них декларируют кайдзен и лин: каждый день мы делаем небольшие изменения, чтобы улучшить ситуацию. Второй подход предусматривает различные радикальные инновации.

В последнем случае это всегда ярко, и быстро дает впечатляющий результат, однако порой это требует большого времени для подготовки и всегда серьезных инвестиций.

Японский подход кайдзен говорит о том, что если делать даже крохотное улучшение, но каждый день и каждым сотрудником на своем рабочем месте, то тоже можно получить достаточно хороший результат.

У многих есть ошибочное мнение, что эти два подхода альтернативны. На самом деле как раз наоборот – они дополняют друг друга. Понятно, что в переходе от свечки к led-лампочке не обошлось без инноваций. Но, когда мы делаем какой-то технологический прорыв, нам очень нужны инструменты лин, чтобы получить от него максимальную пользу.

Основная философия кайдзен говорит: улучшите то, что у вас уже есть. Пока вы не получили максимум от того, что у вас имеется, вам не нужно думать о том, чтобы вкладывать деньги в какие-то инновации.

Посмотрите внимательно на ваши процессы, как у вас работают люди, присмотритесь, нет ли там потерь. Японское слово кайдзен состоит из двух иероглифов и переводится как постоянное улучшение. Это означает вовлечение всех сотрудников в этот процесс.

Причем кайдзен нельзя «внедрить» — его можно только принять как культуру и философию производства и просто им жить. Когда это идет сверху, от руководителя и поддерживается работниками, они уже не могут жить иначе.

Это уже совсем другие люди, у них по-иному горят глаза и совсем другое отношение к работе.

В англоязычном мире кайдзен получил название lean — то есть «худой», «не имеющий лишнего веса», как спортсмен бегун. Применительно к производству это означает, что у вас есть все самое необходимиое и ничего больше.

Исторический подход

Лин и кайдзен не возникли на пустом месте. Это начиналось с Ford, который ввел конвейерную сборку и советского теоретика научной организации труда Алексея Гастева. Потом Toyota собрала и довела до совершенства все лучшее, что было до и после Второй мировой.

Что отличает японцев от других наций – это дисциплина исполнения, целеустремленность и самоотдача труду.

Позже компания Motorola ввела у себя систему Six Sigma — инструментарий управления качеством. Затем вышла книги американцев Джеймса Вумека и Дэниела Джонса «Машина, которая изменила мир» о “Тойоте” и «Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании».

На самом деле перевод на украинский и русский введенного ими термина Lean manufacturing не совсем точно передает его смысл. Потому что “бережливость” часто понимают как оптимизацию и ограничение всех ресурсов компании. На самом деле в lean такого не было, нет и не будет.

Базовая ценность

Каковы же базовые принципы lean? Во-первых, вы должны четко понимать, кто ваш заказчик и в чем ценность вашей работы для него. И с этой точки зрения нужно проанализировать те операции, которые вы выполняете, чтобы оценить, действительно ли они создают ценность для клиента.

После этого вы должны сбалансировать поток создания ценности, сделать его равномерным. Настроить свое производство или услуги по принципу «вытягивания» — когда у вас появляется тот или иной труд только тогда, когда в нем возникает необходимость.

Высший уровень — когда вы организуете в вашей компании процесс постоянного соврешенствования. Когда весь персонал понимает саму суть бережливого подхода и работают над тем, чтобы устранять потери.

Борьба с персоналом

Мы часто сосредоточены на своем процессе — фермерам важно, чем они занимаются, и им кажется, что это самое главное. Но мы всегда выполняем ту или иную работу для кого-то. Заказчики могут быть внутренними и внешними.

Первые — это те, кто платит деньги компании, внутренние — точно такие же, как и внешние, просто они не голосуют деньгами и в большинстве случаев не могут поменять вас как своего поставщика, потому что вы все находитесь в одной компании.

Так для отдела закупок заказчиками являются производственники. Причем вторые дают работу первым, и первые должны решать, что сделать лучше для вторых. Цель отдела продаж — работать над исполнением требований производства.

Например, отдел кадров — поставщик кадрового ресурса, но у нас его часто называют отделом по борьбе с персоналом. Или финансовый отдел ставит себя так, что все работают, чтобы обеспечивать его.

Окончание читайте 20.03.2018

Роман Романцов, консультант по бережливому производству, представитель датской компании Lean Farming в Украине 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.