В ближайшие годы украинская железная дорога не сможет вывозить растущие объемы экспорта зерновых, сообщил Сергей Иващенко, исполнительный директор Украинской зерновой ассоциации на форуме Smart Agro Business.

Причина — нехватка тепловозов, вагонов-зерновозов и слабые маневренные способности станций. «У нас сегодня около 18 тыс. зерновозов, из которых 7 тыс – частные и 11 – из парка Укрзалізниці, — рассказал Иващенко. — В принципе, в ближайшее время, если каждый месяц нужно будет перевозить равные объемы, этого количества достаточно».

Однако несмотря на хороший комплект вагонов, их загрузка очень низкая, подчеркивает эксперт. По данным Иващенко, если в декабре ежесуточно загружались 1630 вагонов, то после 19 февраля – лишь 666 вагонов. Эта цифра и впрямь может оказаться для украинского экспорта зловеще роковой, полагает глава ассоциации.

Львиная доля экспорта идет через порты, и железная дорога, ведущая к ним, дает 70 % всех объемов сухопутных перевозок зерна. В Украине, по разным оценкам, от 800 до 1000 элеваторов общей мощностью хранения около 40 млн т. 30 млн т из них везут железной дорогой.

При этом страна может отгружать в порты около 700 тыс т зерна, однако перевозить – лишь 100-120 тыс т. «Эта проблема железной дороги, а также припортовых станций, — полагает Иващенко. — Не все могут на них вовремя заехать и выгрузиться».

Несмотря на достаточное количество зерновозов, оборотность каждого из них (когда один вагон едет на элеватор и оттуда в порт), по данным ассоциации, составляет около 10 дней. «Это очень долго и не эффективно, — полагает ее глава. — И причина в том, что у нам не хватает тяги — и локомотивной на перегонах и маневровой на местах».

Укрзалізниця демонополизирует зерновозы, допуская работу частного парка, но не тягу, объясняет эксперт. Хотя со стороны этого ведомства недавно звучали обещания, что в течение пяти лет она допустит и частные тепловозы.

«К тому же, я подсчитал, что при будущих объемах экспорта нам будет не хватать и зерновозов, — говорит Иващенко. — При прогнозируемых на ближайшие годы 70 млн т экспорта нам нужны около 26 тыс зерновозов, а у нас лишь 18 тыс. т.  При этом неизвестно, каково их состояние и когда закончится срок их эксплуатации».

По данным спикера, младший из вагонов Укрзалізниці — 1972 года постройки. «То есть будущие объемы экспорта мы просто не сможем вывезти к портам», — заключает Иващенко.

К слову, в этом маркетинговом году производство зерновых в Украине, по даннім ассоциации, составило 61-62 млн т. Из них кукурузы — 24 млн, пшеницы — 26 млн, ржи — 0,5 млн т, ячменя — 8,3 млн т, остальное — 2,3 млн т.

Например, мировой импорт кукурузы в 2017 году составил около $26 млрд, и доля Украины в нем – 10 %. Страна также экспортировала 17 млн т пшеницы. Ближайшие конкуренты украинцев по этой культуре – россияне и австралийцы. По кукурузе – США, Бразилия и Аргентина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.