Самая известная в сфере агро революция — «зеленая» началась в начале 1940-х годов в Мексике, когда туда прибыл американский агроном из Техаса, лауреат Нобелевской премии мира 1970 года Норман Борлоуг.

Он работал микробиологом в компании DuPont, занимался исследованиями фунгицидов и бактерицидов. В то время как в Мексике из-за больших неурожаев начались перебои с зерновыми. Страна оказалась на грани голода.

Исправила положение государственная программа финансирования науки при поддержке Фонда Рокфеллеров. На эти средства в течение 20 лет Борлоуг вывел множество новых сортов пшеницы.

До этого мексиканские аграрии использовали более дикие высокие сорта, которые сильно полегали во время ливней и не выдерживали засуху. Через 15 лет с момента создания первых альтернативных сортов Мексика уже кормила пшеницей весь мир.

Это один из самых ярких примеров миграции ценностей, который оказал влияние на развитие всего сельского хозяйства. Начался бум его развития в странах третьего мира.

После мексиканского чуда Борлоуга пригласили в Индию, другие страны Азии и Африки. И в итоге этот человек спас жизни миллионов людей, за что и получил Нобелевку.

Свиней нет

Сегодня наиболее интересные инновационные тренды в agrifood демонстрируют голландцы. Эта страна в 15 раз меньше Украины, и там всего один аграрный университет, но Нидерланды генерируют множество изобретений.

Например,  разумные материалы для упаковки, что позволяют дольше сберегаться продуктам на полках. Активная упаковка с виду — лишь кусок тонкой пленки. Но она позволяют мясу лежать в 10 раз дольше, причем без химической обработки.

Смарт-упаковка, с одной стороны, продлевает срок хранения, то есть дает большему количеству людей доступ к еде, а с другой — уменьшает отходы.

30-40 % всей еды на планете выбрасывают на всех этапах производства и потребления. Это как раз то ее количество, которого не хватает, чтобы накормить 800 млн человек, ежегодно голодающих на планете.

В развитых странах больше выкидывают «с тарелки» — люди привыкли питаться в ресторанах, но не могут съесть большие порции, и часть продуктов идет в мусорный бак.

В менее развитых странах львиную долю съестного выбрасывают, потому что оно портится из-за неправильных транспортировки, хранения и продажи. До 44 % потерь происходят от плохо и неправильно налаженных процессов.

Чтобы этого не было, производство должно быть устойчивым. Этот модный ныне термин вовсе не философский, а вполне рациональный. Экономически целесообразно, чтобы на каждом этапе все происходило правильно.

Когда наступит Zara

Среди других современных трендов в агро: 4D-принтер, роботы и микророботы, сенсорные технологии, генная инженерия и синтетическая биология, биоинформатика, самрт-фарминг, биотопливо и возобновляемая энергетика, фуд-дизайн, аквакультура и вертикальные сады, управление погодой.

Причем, последнее — это уже не просто расстрел из пушек облаков с градом над полями с высокомаржинальными культурами, а даже напротив — нагнетание дождевых облаков для создания осадков.

Одно из последних изобретений — гигантская микроволновая печь, которая волнами разгоняет облака, когда, например, ведется съемка дронами.

4D-принтер – это 3D-печать плюс время. Он создает продукты, запрограммированые на развитие. Мы что-то напечатали и какое-то время дорабатываем. Если 3D печатает все – от материалов для строительства и заканчивая органами, то о 4D-органах я еще не слышала. Но 4D-одежда уже тренд.

Печатается  вещь, которая за какое-то время принимает нужную форму — например, короткое платье вырастает. То есть это одежда, которая регулируется, подгоняется под клиента.

4D-принтер создает производителю и клиенту новую ценность. Примерно так же, как в свое время IT-технологии помогли стать успешной компании Zara.

Все продавцы этого бренда ходят по залам своих магазинов с планшетами и проводят опросы покупателей – какого цвета, модели и размера товар они ищут, вводят эти данные, затем их обрабатывает в центральный офис. На следующий месяц они изготавливают одежды каждого параметра столько, сколько ее спрашивали.

За счет близкого общения с клиентом и новаторских на то время технологий бизнес-модель, созданная Zara 20 лет назад, оказалась настолько успешной, что компания вошла в тройку самых влиятельных брендов одежды, а ее владелец Амансио Ортега стал одним из богатейших людей мира.

Это благодаря тому, что они думают о клиентских предпочтениях, о ценностях, которые создают.

Окончание статьи читайте здесь

Наталья Горидийчук, руководитель программы Agri Food MBA, основательница компании «Агритема»

Использованы материалы лекции на ворк-шопе Киево-Могилянской бизнес-школы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.