Окончание. Начало здесь

Большой брат холодильник

Что нам сообщает QR-код помимо основной информации о товаре и компании? Что ее владельцы не ограничиваются лишь этим продуктом, а присутствуют еще и в бизнесе IT.

Мы также видим, что эта компания работает с государством, сертификационными органами. Если есть QR-код, который помогает отследить каждый этап производства, получить всю информацию о продукте, то в будущем возникнет вопрос: нужна ли сертификация этого продукта? Ведь по сути это ее цифровой аналог.

Таким образом отпадает необходимость в документах, а это экономия времени, денег, усилий. Кстати, в ЕС уже почти приблизили это будущее: там все данные о сертификации занесены в общие электронные базы.

Это также свидетельствует о миграции ценностей, об экосистемности и понимании всех этапов производства. О понимании не только собственного бизнеса, но и бизнеса своего поставщика и предпочтений клиента.

Эта системность работает в обоих направлениях: мы даем нашему клиенту полную информацию о продукте, от создания до его холодильника, но и узнаем сами о нем – видим, что он покупает, с какой периодичностью и на какую сумму.

Так действуют карточки лояльности в сетях супермаркетов. Это дает возможность точно заказывать поставщикам товар, а, значит, снижает сток и затраты продавца и производителя.

Те бонусы, которые магазин начисляет нам — ничто по сравнению с экономией, которую получает сеть. Samsung и другие производители бытовой техники заявляют, что скоро и холодильник будет давать информацию производителю и сети.

Мутация животных

Если идти от шумеров к современным трендам, мы понимаем, что ценности и предпочтения потребителей меняются, они мигрируют. Сегодня говорят, что к 2030 году население Земли увеличится почти на 10 %, потребление станет больше, площадей меньше. В связи с этим говорят о вертикальных фермах, искусственном мясе, новых источниках протеина.

Вопрос, как накормить человека, стоял тысячи лет назад и стоит сегодня. При этом человек стал испорченным, избалованным. Один ест мяо, другой — веган. Причем есть тренды, которые создают потребители и те, что корпорации.

Например, осознание, что углекислый газ, который выделяют животные, вредит атмосфере, а свинина, говядина и баранина способствуют развитию рака, приводит к созданию искусственного мяса.

Есть мясные бизнесы, например, крупнейшие производители стейков в Австрии, которые уже сегодня занялись производством искусственных стейков. Они понимают, что ценности мигрируют.

Убийцы маржи

Еще недавно мы говорили, что глобализация — это хорошо. Благодаря тому, что мы начали путешествовать, по всему миру распространились определенные виды животных и сорта растений, мы начали пить кофе, есть помидоры и картофель.

Но сегодня говорят, что глобализация все же несет зло — убивает маржу. П мнению американского экономиста украинского происхождения Адриана Сливоцкого, автора книги «Миграция ценности», какое бы ноу-хау вы не изобрели, завтра ваш конкурент его скопирует.

20 лет назад бизнес-посредники зарабатывали деньги на информации, которой ни у кого не было. Сегодня люди имеют доступ в один клик до всего на свете. Хотя любой патент имеет защиту в 20-30 лет, но небольшие модификации, которые можно произвести с запатентованным продуктом, сегодня никто не проконтролирует.

Вы не можете, создав некий уникальный продукт, расслабиться и получать Bentley всю жизнь. Если кто завтра захочет есть 4D-макароны, а у вас традиционная макаронная империя, то ваш бизнес рухнет. Вы должны подкреплять любую свою идею интересной бизнес-моделью.

 

Бизнес-модель – это комбинация того, что вы делаете и как вы делаете. Это ваш продукт плюс ваш способ его создать и продать. Успешная бизнес-модель объединяет интересный продукт с эффективными способами его продажи.

Наталья Горидийчук, руководитель программы Agri Food MBA, основательница компании «Агритема»

Использованы материалы лекции на ворк-шопе Киево-Могилянской бизнес-школы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.