Наталья Бондарчук, руководитель отдела развития и инноваций AgroGeneration, заводит журналиста AgroDay в митинг-рум, который здесь называют кают-компанией. Да и весь офис AgroGeneration стилизован под корабль. Наверху — капитанский мостик и деревянная палуба, внизу — металлический пол.

Комната для переговоров и впрямь напоминает один из отсеков «Наутилуса» капитана Немо. Словом, AgroGeneration с порога ошарашивает интерьерным хай-теком. Поначалу даже трудно поверить, что здесь занимаются агро. Эта «подводная лодка» бороздит 109 тыс га полей Украины, производя ежегодно 390 тыс тонн продуктов растениеводства.

“Пояса” AgroGeneration трудятся над проектами улучшения производства. На фото в центре — Катерина Конащук, вице-президент по коммерции AgroGeneration. www.czstudio.com.ua

В отличие от многих других компаний, которые также выращивают зерновые и масличные, AgroGeneration применяет в своем производстве Lean 6 sigma. Эта система управления объединяет две концепции — бережливое производство, впервые эффективно примененное в Toyota и «Шесть сигм», разработанную Motorola.

Lean 6 sigma – нечто вроде бизнес-каратэ. Она использует приемы и различает несколько цветов поясов. Высший из них, как и во многих видах единоборств, — черный. AgroGeneration первой в стране подготовила до уровня «черных поясов» женщин. Причем среди собственных Брюсов Ли лишь двое мужчин и трое представительниц прекрасного пола.

Среди них — Бондарчук и ее коллега Катерина Конащук, вице-президент по коммерции AgroGeneration. Они рассказали AgroDay о единоборстве на управленческом татами и какими приемами можно положить на лопатки любые производственные проблемы.

Наталья Бондарчук, руководитель отдела развития и инноваций AgroGeneration, — обладательница “черного пояса” Lean 6 sigma www.czstudio.com.ua

Поясной план

Инициатором применения Lean 6 sigma в AgroGeneration был ее нынешний президент Джон Шморгун — американец с украинскими корнями. Он возглавил компанию в 2013 году после ее слияния с агропромышленным холдингом Harmelia (Харьковская область), входящим в американскую группу компаний SigmaBleyzer.

Шморгун был знаком с Lean 6 sigma еще по своей работе в DuPont, чьим представительством в Украине руководил шесть лет. Американская компания давно и успешно ее использует.

Джон Шморгун, став президентом AgroGeneration, начал внедрять в ней систему бережливого производства

Несмотря на высокий пост, у самого Шморгуна пока только зеленый пояс — третья из пяти ступенек в иерархии борцов за эффективность. 

Впрочем цвет в Lean 6 sigma не обязательно коррелируется с должностью. Например, среди пяти черных поясов компании только два вице-президента. В то же время его обладателем может быть например, главный агроном хозяйства, уверяет Бондарчук.

Пояс – лишь один из элементов карьеры в компании. Все пятеро «черных поясов» вошли в отдел развития и инноваций, которым руководит Бондарчук. Это лучшие сотрудники компании, которые раньше работали на других должностях, но в свое время создали проекты по улучшению производства и прошли обучение. «Пояса» готовит Sterling Business School, действующая в Киеве уже 12 лет.

Начинается градация с «белых поясов» – они получают базовое понимание, что собой представляет Lean и почему она нужна для конечного результата.

Те, кто владеет инструментами системы, переходят в категорию «желтых поясов». Их более 80 человек. Из них «зеленые пояса» формируют свои команды. AgroGeneration также обучила 65 человек из менеджеров среднего звена до уровня «зеленых поясов». Впереди у них — создание собственных проектов.

Выше «черного пояса» — только master black belt. К примеру, в европейском офисе Monsanto есть свой мастер черного пояса, который приезжал в AgroGeneration на совместный обучающий проект.

«Мы обучали и многих людей с производства, в том числе агрономов и инженеров в наших хозяйствах, — рассказывает Бондарчук. —  Система работает от топ-менеджера до комбайнера».

В системе Lean задействаны все сотрудники — от президента до комбайнера

 Человек красит место

Главный принцип Lean 6 sigma: проблема — не в людях, а в системе. «Когда Япония стала наступать на пятки США по качеству продукта, — объясняет Бондарчук, — американцы спохватились и поняли, что теряют часть рынка. Они пригласили японцев отстроить им систему, которая помогла бы отстоять рынок, меньше тратить и больше производить».

Действительно американские производители осмыслили, адаптировали и запатентовали под маркой Lean японские системы организации труда. Например, кайдзен – производство без потерь. Или 5S — методы организации рабочего места.

При Эйдзи Тойода компания Toyota стала всемирно известной

5S — это Sort, Shine, Sustain, Standardize, Set in order. Все предметы и инструменты нужно рассортировать, почистить, разложить так, чтобы те вещи, которыми ты пользуешься каждый день, лежали близко, а те, которыми редко, – дальше.

У каждого предмета свое определенное место.  5S упрощает работу и самого сотрудника, и того, кто выходит ему на смену. «Чтобы не спровоцировать брак», — добавляет Бондарчук.

Однако, Toyota и Motorolа хотя и были первыми среди гигантов, применившими разумною организацию работы, но изначальное авторство принадлежит не только японцам. При создании своей системы менеджмента специалисты Страны восходящего солнца заимствовали разработки 1920-х годов Алексея Гастева — руководителя Центрального института труда СССР.

«Когда мы изучали Lean 6 sigma, мы нашли примеры сходства некоторых инструментов этой системы управления с инструментами, которые использовалось в СССР, а также используются в других известных системах управления предприятиями, — рассказывает Бондарчук. — Например, то, что мы видим в McDonalds: доски почета, «Сотрудник месяца», планирование».

Дмитрий Громов

Продолжение статьи читайте здесь

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.