24d5a7826bМне в руки, вернее в планшет, попала книга «Негры в сельском хозяйстве Юга США», которая увидела свет в 1954 году.  «Предлагаемая вниманию советского читателя книга […] принадлежит перу прогрессивного американского экономиста Виктора Перло, автора, ранее переведенного на русский язык исследования «Американский империализм», — начиналось предисловие.  

В своем изыскании товарищ Перло отмечает, что «чудовищная эксплуатация негров в промышленности США служит одним из источников колоссальных сверхприбылей, извлекаемых монополиями внутри страны».

Если убрать пафос, то прочитанное напомнил мне тот кусок истории США, который я изучал, собираясь написать текст о становлении компании Cargill. В построении крупнейшей семейной компании мира свою роль сыграла политическая и рыночная конъюнктура того времени, которая была обусловлена окончанием гражданской войны в США и отменой рабства.

Итак, 9 апреля 1865 года в небольшом городке Аппоматтокс в штате Виргиния генерал армии Конфедерации штатов Америки Роберт Ли подписал акт Капитуляции перед войсками Соединенных штатов Америки. Так была окончена четырехлетняя гражданская война Севера и Юга, которая поставила под вопрос саму идею объединенных штатов.

Вместе с войной закончилась эра рабства и в стране появилось огромное количество очень дешевой рабочей силы. Около 4 млн чернокожих мужчин и женщин, спины которых еще помнили кнуты плантаторов (и потому вряд ли кто-то из них торговался за размер зарплаты и соцпакет), быстро создали профицит на рынке труда. Избыток дешевых рабочих рук обрушил и без того низкие зарплаты для самых простых профессий.

Масштабности происходящему добавил посттравматический синдром вчерашних рабов. Кто-то остался в рамках начавшейся Реконструкции Юга на тех же плантациях, где ранее трудились в статусе рабов, а другие же старались переехать на прогрессивный Север, где их хоть и презирали, но уже не били плетками. Для северян, где уже тогда работала рыночная и конкурентная экономика, появление даже небольшого количества почти бесплатных работников было подарком небес. Потому переселенцев встретили максимально радушно. И за небольшие деньги.

Но был еще один момент, который не учел Перло и который, вкупе с “негритянским” фактором, существенно повлиял на американскую экономику. В 1863 году в США был принят закон о “фермерской” земле — Хомстетд-акт. По этому закону любой человек, достигший 21 года, независимо от своего семейного и других статусов, мог получить никем не занятую землю. Это могла быть женщина, это мог быть бывший раб, и это мог быть иностранец, пожелавший стать гражданином США.

Сама земля раздавалась бесплатно, единственным финансовым условием ее получения была плата за оформление документов — $18. В среднем каждому новоиспеченному фермеру нарезалось около 60 га. После этого аграрию давали 5 лет на постройку на этой земле дома, устройства загона для скота и организации полевых работ на 4 га этой же земле. Это были нефинансовые условия получения этой земли в собственность. По данным Тода Эрингтона, историка музея «Национальный монумент», за время действия закона “Хомстед-акт” (отменен был в 1976 году) бесплатные земли получили 2 миллиона американцев.

Среди первых хомстедеров был и некий юноша по имени Уильям. Летом 1865 года этот молодой человек вошел в приемную муниципалитета небольшого американского городка Коновер (штат Северная Каролина) с просьбой продать ему заброшенное зернохранилище на окраине и отдать в пользование (по Хомстед-акту) несколько акров земли рядом. Первым, что сделал новый землевладелец — написал на дверях амбара свою фамилию: «Каргилл».

Максим Бироваш, главный редактор AgroDay