Артем Гудков, PanAfrican Trading Alliance

Экспорт продовольственной группы товаров из Украины в Африку растет. Сейчас на этот континент, по информации PanAfrican Trading Alliance, приходится около 30% экспорта товаров 01-24 товарных групп. Но, к сожалению, рост наблюдается благодаря поставкам продукции с низкой добавленной стоимостью. При этом украинский экспорт по африканскому континенту распределен крайне не равномерно. Если бы Украина хотя бы нынешней сырьевой продукцией равномерно «покрыла» все страны Африки, отечественный экспорт вырос бы в объеме примерно на $10 млрд, подсчитали в компании. Африка украинскими предпринимателями не отработана. Ежегодно страны этого континента импортируют продукции на $700-800 млрд, а Украина экспортирует товаров туда лишь на $4 млрд, что сопоставимо с минимальным ежегодным приростом импорта всех африканских стран.

ЕЖЕГОДНО СТРАНЫ АФРИКИ ИМПОРТИРУЮТ ПРОДУКЦИИ НА $700-800 МЛРД, И ТОЛЬКО НА $4 МЛРД из УКРАИНЫ 

По мнению Артема Гудкова, приступить к завоеванию огромного рынка Африки можно было бы за счет создания современного, крупного торгового дома на территории одной из африканских стран. Реализация подобного проекта позволит украинским компаниям реально выйти со своими товарами на перспективный африканский рынок. «Торговый дом даст возможность производителям выйти непосредственно на африканского потребителя, минуя сторонних трейдеров, импортеров и других посредников. Согласитесь, производитель убеждает конечного покупателя в необходимости приобретения своего товара намного эффективнее и качественнее, чем это делает импортер или, тем более, местный ритейлер», – говорит эксперт.

Розничные сети в Африке, в основном, принадлежат арабам, индусам или ливанцам, поскольку очень мало африканцев занимается ритейлом. Соответственно и товар в магазинах аналогичного происхождения. Фактически, у африканцев просто нет выбора – они вынуждены покупать товар, уже представленный в рознице, за покупателей все решили продавцы. Поэтому создание украинской торговой площадки предоставит возможность африканским потребителям самостоятельно принимать решение о приобретении товаров, произведенных в Украине.

«Запустить проект планируется в максимально сжатые сроки, ориентировочно – в марте-апреле 2018 года, – рассказывает Артем Гудков. – Процесс зависит от того, как быстро компании смогут между собой договориться по ключевым вопросам. С общими правилами игры все согласны, но вот нюансы производители должны обсудить самостоятельно с коллегами».

На сегодняшний день самая распространенная схема поставок украинских товаров в Африку – принципиально другая. Подавляющее большинство компаний отгружают свою продукцию на условиях FOB или CIF, не рискуя заходить в рынок и продвигать свою продукцию.

Компания PanAfrican Ttrading Alliance самостоятельно выстроила цепочку поставок от украинского производителя до полок супермаркетов, а это транспортировка, таможенная очистка и дистрибуция на местном рынке. Наилучших результатов удалось добиться в Демократической Республике Конго, где сеть сбыта покрывала оптовые и розничные точки, ритейл и сегмент HoReCa (крупных торговых сетей в странах Африки практически нет, обычно сеть – это 3-5 магазинов). По словам Артема Гудкова, так поставлять в Африку сложно и дорого, к тому же украинскими производителями подобный подход вообще не ценится.

Новый этап освоения африканского рынка планируется начать с Танзании. Сейчас в этой стране, по информации Альянса, происходят позитивные экономические изменения, рынок стабилен, ведется эффективная борьба с коррупцией, «отбеливается» импорт, в результате чего ВВП Танзании ежегодно возрастает на 7%. Объем импорта этой страны – почти $18 млрд, в то время как украинский экспорт туда еле дотягивает до отметки в $3 млн.

«Точкой входа станет наиболее крупный город Танзании – Дар-эс-Салам, который по праву считается восточными воротами Африки. Фактически это хаб, через который товары доставляются во многие соседние страны, не имеющие выхода к океану – Замбию, Руанду, Бурунди, Малави, восточную часть ДР Конго и др. Поэтому номинальная емкость рынка уже на старте проекта измеряется потребностями 300 миллионов африканцев, проживающих в этом регионе. Мы уверены, что с открытием торгового дома у импортеров названых стран появится возможность закупать украинский товар сразу на месте, не ожидая его доставки месяцами», – рассказывает о планах Артем Гудков.

По мнению эксперта, сейчас один из наиболее подходящих моментов для выхода на африканский рынок. Но крупные национальные компании в этом не очень заинтересованы, а средний бизнес самостоятельно подобный проект не осилит. Объединение же украинских предприятий позволит без особых проблем и финансовых потерь начать серьезно осваивать один из наиболее перспективных и емких глобальных рынков – Африку. Типов и примеров кооперации в мире уже наработано много, торговый дом – лишь один из них. Компании не ограничены в выборе удобной модели для ведения бизнеса в регионе и могут использовать также любой из других имеющихся примеров.

Проектом предусмотрено несколько этапов его реализации, поясняет Артем Гудков. На первом этапе торговля будет вестись с арендованного склада. Затем предполагается построить крупный магазин формата сash&сarry, со своими складскими мощностями и шоу-румами – чтобы дать возможность покупателю рассмотреть товар в торговом зале и осуществить пробные закупки. В последующем через сеть таких складов планируется покрыть всю территорию африканского континента.

«ЕСЛИ УКРАИНСКИЕ КОМПАНИИ НЕ БУДУТ ОБЪЕДИНЯТЬ СВОИ УСИЛИЯ, ОНИ НИКОГДА НЕ ЗАВОЮЮТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РЫНКИ АФРИКИ»

Очень важно, чтобы в процесс выхода на африканские рынки были вовлечены и украинские производители. Это помогает гораздо эффективнее решать тактические вопросы по ценовой политике, рекламной поддержке, адаптации упаковки товара и т.п. С другой стороны, если украинские компании не будут объединять свои усилия, они никогда не завоюют рынок Африки, уверен Артем Гудков. «Туристов», которые пытаются «на скорую руку» выстроить бизнес, в Африку приезжают сотни, и практически все они оттуда быстро возвращаются ни с чем. Главная ошибка большинства из них, по мнению нашего эксперта – попытка освоить рынок монопродуктом. В ответ на подобные инициативы локальные конкуренты начинают демпинговать и быстро вытесняют новичков. Соответственно, диверсификация поставок для отечественных производителей крайне важна в условиях нестабильности на традиционных рынках сбыта.

ГЛАВНАЯ ОШИБКА – ПОПЫТКА ОСВОИТЬ РЫНОК МОНОПРОДУКТОМ

Украина должна состояться как экономически независимое и процветающее государство, а этого можно добиться в первую очередь за счет наращивания экспорта по стратегическим направлениям, в частности на необъятный африканский рынок. «Когда украинский совокупный экспорт превысит отметку в несколько сот миллиардов долларов, наша страна действительно начнет качественно преображаться», – считает Артем Гудков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.