Володимир Шкляр, СЕО Biotec Group

По итогам 2017 года Украина стремительно переписывает свой прошлогодний рекорд по экспорту меда и судя по динамике последних месяцев добавляет к 57 тыс. тонн еще 15-20 тысяч тонн, выйдя на сумму экспортной выручки порядка $ 130 млн.

Это вполне заслуженная победа: за последние 9 лет Украина увеличила свой медовый экспорт в 15 раз и динамично поднимается к верхней ступеньке рейтинга стран-экспортеров. Страна достигла в этом году почетного третьего места, вплотную приблизившись к главному конкуренту на международном рынке – Аргентине.

Вместо Китая

Медовый рывок подготовили несколько удачных для Украины обстоятельств. Например, когда Евросоюз ужесточил требования к качеству меда, это оттеснило главным образом многих китайских поставщиков низкокачественной медовой продукции. Благодаря этому Украина получила окно возможностей, и успешно им воспользовалась.

Кроме того, стала расти беспошлинная квота на мед, а торговая пошлина в ЕС составляет 17,3%. Еще в первой половине 2017 года можно было ввезти в ЕС 5000 т этого продукта в год, а в октябре к ним добавили еще 2500 т/год сроком на 3 года.

Кроме того, интерес к меду подогревается общемировыми трендами – здоровое питание, органические продукты, снижения потребления сахара. Мед и его составляющие – пыльца, воск, перга, маточное молочко, прополис – все больше используют производители пищевых продуктов, косметики и лекарств.

Получили пасечники и хорошие новости с Востока. Бурный рост рынков Азиатско-Тихоокеанского региона и увеличение доходов тамошнего населения ежегодно увеличивает спрос на импортный мед и медовую продукцию.

У медового бума в Украине есть и внутренние причины. Например, стремительное развитие сельского хозяйства в стране, в том числе увеличение посевов подсолнечника, которые существенно расширяют медоносную базу.

Производство меда динамичнее всего развивается в южных и центральных регионах за счет более высокой производительности и соответственно рентабельности. Если в северных и западных регионах средняя производительность меда в сезон составляет около 50 кг на одну пчелосемью, то в некоторых южных и центральных доходит до 100 кг и выше. Притом без особой необходимости в так называемых кочевках.

Растет число новых пчеловодов среди людей, которые никогда раньше этим не занимались, но решили попробовать, вдохновленные успехами соседей-пчеловодов. Также появились в Украине и промышленные пасеки.

Подход к медовому производству  в таких странах как США, Австралия, Канада, Аргентина в корне отличается от нашего. Если в Украине более 90% производителей – это пасечники с количеством от 30 до 80 пчелосемей, то в этих странах основными производителями выступают промышленные пасеки  с количеством  1000 – 2000 пчелосемей, а в некоторых случаях количество может достигать 5-10 тыс пчелосемей. Промышленный подход значительно снижает себестоимость на масштабе и стандартизирует качественные показатели меда.

Развитие конкуренции среди украинских заготовителей и переработчиков, ежегодное появление новых крупных игроков создает дополнительный ажиотаж вокруг медового бизнеса. Развивается ассортимент и усиливаются требования к качеству конечного продукта, демонополизируется рынок. Пчеловоды могут продавать мед по все более высоким ценам.

Министерство аграрной политики и продовольствия Украины и украинский офис FAO проводят серьезную просветительскую работу и  способствуют объединению пчеловодов в кооперативы и их самостоятельному выходу на экспортные рынки, минуя посредников.

“Грузите мед бочками!”, – советует украинским производителям Владимир Шкляр

Медовый бренд

Несмотря на явные успехи, Украина использует свой производственный потенциал лишь на 10-20% в количественном выражении, и практически не использует его в качественном. По моему мнению, чтобы увеличить производительность меда, нужны следующие шаги.

Необходимо расширять площади посевов и рост урожайности медоносных растений вследствие перехода к передовым методикам аграрного производства, сотрудничать с аграрными предприятиями и садоводами с целью опыления посевов и насаждений.

Отдельным пчеловодам нужно развивать промышленное пчеловодство, наращивать количество пчелосемей, объединяться в кластеры и кооперативы.

Власть должна принять законы, запрещающие без предупреждения пчеловодов обрабатывать поля и сады смертоносными для пчел пестицидами и гербицидами, а также подпал сухой травы в период медосбора.

Мы практически не используем возможности, существенно увеличивающие конечную стоимость продукта. Во-первых, нам нужна системная внешнеэкономическая PR стратегия, направленная на брендирование Украины как поставщика качественной медовой продукции. Как минимум можно продвигать уникальные вкусовые свойства нашего меда, ведь пока нас знают как сырьевиков.

Нужно организовывать производство широкой линейки монофлорного меда с высоким содержанием пыльцы преобладающего медоноса, делать специальные посевы растений-медоносов в различных комбинациях, интересных с вкусовой точки зрения. Важно начать производство пчелиных субпродуктов и нишевых медовых товаров, органического меда.

Словом, потенциал роста для валовой выручки от реализации меда огромен. Однако пока Украина выступает лишь в качестве экспортера сырья – продукции с наименьшей стоимостью и наценкой.

Покупатели украинского меда из Европы и США, в основном являются трейдерами и переработчиками, использующими украинский мед для производства продукции с высокой добавленной стоимостью и последующей ее реализации по всему миру. Вся прибыль остается у них, и это тот кусок мирового медового пирога, за который нам стоит бороться.

Владимир Шкляр, СЕО Biotec Group

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.