Двери в нишу: как настроить экспорт конопли, льна и чечевицы

Производство нишевой продукции на экспорт позволяет украинским фермерам получить более высокую маржу по сравнению с традиционными экспортными культурами  при стабильно растущем спросе. Об этом свидетельствуют цифры увеличения производства ряда нишевых культур в Украине.

Так, например, экспорт чечевицы в 2016 (1 тыс тон) в два раза увеличился по сравнению с 2015 годом. При этом объёмы ее производства в 2016 году составили 8 тыс тонн, а по итогам 2017-го они выросли более чем в 2 раза.

В этом сегменте главной проблемой остается качество продукта – для обработки (в том числе качественной сортировки семян) чечевицы необходимо дорогостоящее оборудование. Поэтому цена на внешних рынках на украинскую чечевицу на 20-25% ниже чем на аналогичный продут выращенный в США. 

Примерно та же ситуация с выращиванием и переработкой льна. В 2015 году производители собрали более 60 тыс тонн этой культуры. Экспорт семян и льняного масла в 2016 году вырос более чем в два с половиной раза по сравнению с 2015 годом и достиг 8,7 тыс. тонн.

О перспективности данной культуры свидетельствует постоянно растущий спрос на семена льна на мировых рынках. В 2016 году общий спрос оценивался на уровне 3 млн тонн на фоне предложения порядка 2,6 – 2,8 млн тонн.

Наращивает обороты в Украине еще одна нишевая культура – техническая конопля. Этому поспособствовало некоторое смягчение Правительством регулирования выращивания данной культуры в 2013 году. Так, чиновники сняли ограничения, которые касались размещения площадей посадки и обязательной охраны полей сотрудниками МВД.

Фермеры говорят о более 50 тыс видов продукции, которая производится из технической конопли или в которых она используется. Однако, из-за несовершенного законодательства в Украине используется только семечки конопли и треста. Украинские производители теряют прибыль из-за невозможности использовать соцветия и листья – ее наиболее дорогостоящей части. Наиболее массовыми в Украине являются производства семян, конопляного масла, волокна и прикорма для рыб.

Словом, чечевица, лен и конопля сегодня у всех на слуху, но прежде чем выходить с ними на экспорт, производителям нужно усвоить несколько нюансов.

Конечно, самым интересным с точки зрения логистики и цены является рынок ЕС. Хотя на экспорт семян льна из страны Украина установлена экспортная пошлина в размере 10%, но в рамках зоны свободной торговли с ЕС эта пошлина уменьшена в 2017 году до 8,2%.

Однако, даже несмотря на Ассоциацию между Украиной и ЕС, доступ на данный рынок очень непрост. 

Необходимо помнить, что соответствие европейским стандартам – задача не из легких. Так например, для экспорта семян льна в ЕС, как, впрочем, и любых других семян нужен фитосанитарный контроль в Украине на отсутствие карантинных организмов. Груз должен сопровождаться оригиналом карантинного сертификата.

Кроме того, продукт должен соответствовать сразу нескольким требованиям ЕС. Среди них: мониторинг безопасности продукта и процесса его обработки; стандарты гигиены при каждом этапе производства продукции и его транспортировке; микробиологические критерии на основе системы анализа рисков; процедуры Hazard Analysis and Critical Control Point (HACCP); специальная регистрация производителей кормов.

Как правило, эти требования контролирующие органы не проверяют во время вывоза из Украины, как в принципе и во время ввоза в ЕС. Однако, европейский бизнес-партнер просто не купит продукцию, пока не удостоверится, что украинский поставщик соответствует всем этим условиям и имеет так называемый «технический файл» (полный пакет документов) с подтверждением соответствия. 

Это потому, что в ЕС действует система контроля One step back control – каждый последующий реализатор продукции несет ответственность за проведение проверки своего поставщика.

Причем, выше я сказал только об обязательных требованиях, а в ЕС есть еще и добровольные, касающиеся в основном так называемых органических продуктов. Их выполнение дает возможность использовать логотип «Органическая продукция» в ЕС.

Чтобы соответствовать этому стандарту, есть особые требования к производству, обработке, упаковке, транспортировке и хранению этой продукции. Действует целый перечень разрешенных в производстве органических компонентов и ингредиентов. Запрещено использовать генетически модифицированные организмы.

Из-за сложности выполнения всех этих стандартов многие украинские экспортеры выбирают альтернативу – развивают азиатские направления, рынки Ближнего Востока и Африки. Цена реализации продукции там ниже, однако начать работу с покупателями из этих стран намного проще.

Вообще, в качестве первого шага перед выходом на внешние рынки, и особенно на рынок ЕС, я рекомендую детально изучить требования к продукции и стандарты качества. Нужно не только анализировать законодательства, но и общаться с основными игроками на рынке, а также с профильными ассоциациями. Именно во время такого общения у производителя будет возможность получить полную картину о том, готов ли он и его продукция к экспорту на тот или иной рынок.

Денис Шендрик, руководитель таможенной практики PwC Украина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.