Johan New Picture Preview E1513242364185 696x491

Что такое бизнес-туризм? Просто. Это когда ты приезжаешь в страну как турист, а в следующий раз уже с планами построить там бизнес. Так получилось у Йохана и Ларисы Боден, когда они в 2015 году прилетели во Вьетнам. Супругам хватило доли секунд, чтобы оценить тропическую страну как весьма перспективный рынок.

В 2017 году они вернулись во Вьетнам уже не как туристы, а как бизнесмены. Сейчас Бодены тут управляют собственным производством разного рода напитков.

Johan New Picture Preview
Йохан Боден

Бодену не впервой менять декорации за окном своего офиса. В 1993 году он вместе со своим партнером Карлом Стуреном прилетел из Эстонии в Украину, а в Прибалтику перед этим перебрался из родной Швеции.

В Украине Боден стал одним из первых инвесторов в экономику постсоветской республики. Вместе с партнерами он создал компанию «Чумак», которая не только стала крупнейшим предприятием отрасли, но и первооткрывателем кетчупа для украинцев. До появления «Чумака» такой товарной позиции в Украине и вовсе официально не существовало.  

В 2008 году 70% акций «Чумак» купила инвестиционная компания Dragon Capital, а партнеры занялись своими уже частными бизнесами. Но и на «вольных хлебах» Боден не перестал быть первооткрывателем. Он один из первых, кто стал выращивать в Украине микрогрин, потом переключился на ветроэнергетические установки, а еще позже, привез на Херсонщину почти экзотическую спаржу.

AgroDay поговорил с нынешними деловыми партнерами Бодена, познакомился с супругой предпринимателя Ларисой и узнал о нынешних планах шведа, который когда-то покорил Украину и украинку.  

Свежее начало

Новая жизнь для основателя компании “Чумак ” началась после ее продажи. Тогда, десять лет назад на свой день рождения Боден привез из Европы похожие на большие белые карандаши ростки. Аспарагус в Украине тогда мало кто знал. Точнее, слово «спаржа» было на слуху, да и то в связи с созвучной ей спаржевой фасолью, что совсем не одно и то же. Культура для Украины – как говорят аграрии, традиционно забытая. Зато в Европе аспарагусом никого не удивишь, но это и один из любимых продуктов европейцев. Йохан – не исключение.

«Северная Европа очень любит белый аспарагус, а южная – зеленый, – рассказывает Лариса. – Спаржа – любимый продукт Йохана весной. Она изначально – не тепличная культура, и появляется раньше остальных. Кроме того муж очень любит готовить».
Чтобы дома кухня стала по-настоящему европейской, супруги завезли в Любимовку в багажнике машины 1000 кустов рассады и посадили на приусадебном участке.

«В Киеве и Украине тогда жило достаточно много иностранцев, и когда они узнали, что мы его выращиваем, стали просить Йохана передать им килограмм-другой, – продолжает Лариса. – Среди желающих был наш близкий друг, владелец нескольких ресторанов, который сказал, что для них это будет замечательным дополнением к меню».

Tov Agro Focus
Йохан и Лариса Боден на своей плантации аспарагуса в Любимовке

И тогда супруги решили расширить хобби до бизнеса. Йохану не привыкать осваивать новые рынки. К тому времени он вместе со своим партнером Карлом Стуреном уже основал компанию «Чумак» – ныне один из крупнейших в Украине производителей кетчупов, майонеза, сока, консервированных овощей и макарон.

Под аспарагус Бодены взяли в аренду еще 20 соток. Все, что выращивали, продавали пока только ресторанам. Это были «SanTori», «Казак Мамай», «Мука», «Майами Блюз».

С каждым годом число потребителей росло, и супруги решили выходить на торговые сети – так появилась компания «Агро-Фокус». Для расширения Боденам потребовались новые площади и новые партнеры.

17759753_1892274040988126_84781076042222591_n
Спаржа – любимый продукт Йохана весной

Грант у грунт

Константин Сосна в 2014 занимался выращиванием клубники в том же Каховском районе, где и Бодены – спаржей. Рынок клубники в то время уже был достаточно насыщен, и Сосна искал новые ниши. Знакомство с соседями оказалось как нельзя более кстати.

Все свои клубничные 10 га он отдал под новое дело и влился в компанию «Агро-Фокус». Это стало освежающей мерой не только для бизнеса Сосны, но и для севооборота. Замещение клубники аспарагусом происходило постепенно – из года в год.

Йохан выступал главным консультантом предприятия по спарже. Поначалу ему помогали специалисты из Германии и Голландии. Например, Ханс ван ден Гур, директор по продажам питомника deKemp. Оттуда же приехали в Любимовку сорта белого и зеленого аспарагуса. А в 2017-м уже Сосна отправился в Германию изучать выращивание спаржи. Украинцы побывали наверное на самом мощном в этой стране хозяйстве по его выращиванию – «Winkelmann» с более чем 2 тыс га спаржевых угодий.

S Hansom Van Den Gurom
Констанин Сосна, Ханс ван ден Гур и Лариса Боден – партнеры по спаржевому бизнесу

У «Агро-Фокуса» площади скромнее. Стартовали с 2,5 га и уже через год удвоили банк. Сегодня у компании 18 га и еще 18 она планирует добавить в 2018-м.
В 2017 году, по словам Сосны, они собрали 20 т аспарагуса, и будущей весной планируют увеличить продуктивность на 35-40% – до 30 т.

Естественная продуктивность спаржи с каждым годом растет. В первый она дает 1 т/га, во второй – 2 т/га, в третий – 4 т/га, а в пятый – 5-7 т/га. А затем по убывающей примерно в той же динамике. Срок плодотворной жизни этой культуры – 8 лет.

За это время аспарагус может буквально озолотить своего хозяина. Несмотря на то, что первоначальные вложения в этот бизнес достаточно высоки – от $ 3000 на гектар, спаржа – культура высокомаржинальная, рассказывает Юрий Марчук, владелец хозяйства «Садовод» в Черкасской области. Даже при начальной урожайности 2 т/га и отпускной цене 135-180 грн/кг она приносит более $13 000.

18300959_1907768462772017_5288016777085268291_n
Несмотря на то, что первоначальные вложения в этот бизнес достаточно высоки – от $ 3000 на гектар, спаржа – культура высокомаржинальная

Отпускная цена «Агро-Фокуса» – 165 грн/кг. На полке в супермаркете ценник составляет 99 грн за 500-гаммовую упаковку зеленой спаржи и 124 грн – белой. Прежде чем завалить украинские рестораны и супермаркеты спаржей под торговой маркой «Gourmet из Любимовки» партнерам пришлось существенно вложиться в производство.

Приобрели немецкий грядообразователь, словенский мульчер и линию по обработке спаржи. Рассада обошлась в 40 евроцентов за куст, а кустов нужно 24 тыс на гектар.
Инвестировать в хозяйство предпринимателям помог грант украинско-канадского проекта UHBDP по теме «Выращивание спаржи». На эти деньги купили новый трактор и холодильную установку.

Идея, под которую дали грант, – не только в новизне спаржи для Украины, но еще и в особой миссии проекта – организовать как можно больше желающих выращивать спаржу. Не каждому по карману купить линию переработки под 100 тыс евро.
Решено было объединить много маленьких фермеров с 0,5 га, 1 или 1,5 га, предоставлять им рассаду, технику и консультации.

17883558_1896162920599238_8570766380352293446_n

«Маленькие хозяйства в радиусе 10 км привозят к нам товар, мы его обрабатываем, фасуем и продаем, – рассказывает Сосна. – То есть мы создаем такой packinghouse. За счет этого мы планируем увеличить и наши объемы продаж».

Белая магия

Планы Ларисы, Йохана и Константина в ближайшие годы увеличить банк под спаржей до 50 га. «На рынке мы сейчас номер один по качеству», – уверяет Сосна, добавляя, что ближайший конкурент «Агро-Фокуса» дает им фору только по объемам.

«Кроме того у нас есть белый аспарагус, который конкуренты не выращивают, – продолжает Сосна. – у них только зеленый. А в этом году мы тестировали на ресторанах и в следующем поставим на рынок фиолетовый аспарагус».

В 2017-м «Агро-Фокус» попытался максимально уйти от ресторанов и приблизиться к супермаркетам. Основные клиенты – это «Метро», «Сiльпо», «GoodWine», «Billa».
Для свежести поставки компания соблюдает холодную цепочку. Аспарагус в течение 30 минут после сбора отправляется в три 40-футовых кулера, а оттуда – в авторефрижераторы.

12976960_1744651025750429_280650414623442671_o

В следующем сезоне Бодены и Ко планируют выйти на экспорт – первый контракт с польскими партнерами сейчас в процессе подписания. На внешний рынок отправится 30 % объема урожая и только белый аспарагус. В Украине доля его продаж в этом году выросла на 15 %.

Если зеленую спаржу можно есть сырой, в салате, то из белой готовят первые и вторые блюда. По питательным качествам и составу они идентичны, а по вкусу отличаются как батат и картофель. Йохан и Лариса на различных выставках собственноручно демонстрируют как готовить аспарагус.

11141279_10204902645430205_6268296752671494658_o

Белая спаржа состоит из волокон, и если ее, наприпер, недочистить, то потом трудно пережевать. Варить аспарагус правильно – стоя, в пучке, в специальной кастрюльке для варки спаржи, как делают шеф-повара. Кончики варятся быстрее, чем нижняя часть. Но в домашних условиях можно использовать и обычную посуду.

украинский климат и почву признали одними из лучших для выращивания аспарагуса

Любители спаржи отмечают, что выращенная в Украине она вкуснее импортной, которая к тому же и дороже. Объясняется это просто: импорт едет на прилавок две недели, а отечественный приходит сразу с поля. К тому же украинский климат и почву признали одними из лучших для выращивания аспарагуса даже в Европе. Анализ грунта «Агро-Фокусу» делала голландская лаборатория. В этой же стране – в двух компаниях Limgroup и deKemp – они покупают саженцы.

17992300_1900322240183306_3267745931400879264_n
Спаржа – самый ранний овощ, который появляется весной на открытом грунте

«Агро-Фокус» высаживает около восьми сортов. Среди них есть ранние, средние и поздние по периоду зрелости. «Брали сразу большой ассортимент с тем прицелом, чтобы посмотреть, какие сорта больше понравятся потребителю», – объясняет Сосна.
Компания старается разнообразить и упаковку. В ноябре она запустила новую линию, которая позволит делать более мелкую фасовку в форме снеков, наподобие мини-моркови babycarrots.

Запас прочности

Спаржа – сезонный бизнес, ее убирают с весны до лета. На этот период «Агро-Фокус» нанимает до 30 человек, а вообще в компании работают всего пятеро, включая Ларису. «Все решения мы принимаем совместно, несмотря на то, что она находится на другом краю земного шара, – подчеркивает Сосна. – Это нисколько не усложняют нашу коммуникацию – есть скайп, вайбер, телефон, почта. И она регулярно приезжает, когда мы составляем планы».

13245253_1753897371492461_9141159683187348034_n
Любители спаржи отмечают, что выращенная в Украине она вкуснее импортной, которая к тому же и дороже

А планировать партнерам есть что: рынок спаржи будет неуклонно расти, прогнозируют эксперты. Хотя многие, кто собирается заходить на него, не видят всей картины, с чем им придется столкнуться, уточняют специалисты.

Помимо спецтехники, заточенной исключительно под выращивание спаржи, ее длинного периода роста до первого нормального урожая, сложен и маркетинг аспарагуса, обратная связь от клиентов. Для спаржи очень важен товарный вид. Важны все мелочи: диаметр, длина, кривизна – всего порядка 18 критериев.

Для спаржи очень важен товарный вид

«Нужно иметь запас прочности, чтобы дожить до первого урожая и первых денег», – говрит Сосна. Йохану и Ларисе этой прочности не занимать. Они здесь уже освоили несколько бизнесов. Стали акционерами в компании WindKraft Ukraine, которая занимается продажей и установкой промышленных ветрогенераторов.

18740783_1554390491273042_7178317563006175929_n

Лариса развивает предприятие по созданию ковров известного шведского бренда VandraRugs AB. Оборудование на нем из Швеции, сырье – шерсть, хлопок и лен – из Новой Зеландии. Большие и маленькие ковры ткут местные ткачихи по индивидуальным эскизам.

Неудивительно, что для любителей открывать мировые бренды границы Украины стали тесными. «Мой муж прожил 25 лет в Украине, и верил в то, что здесь может что-то поменяться, и мы будем богаты и счастливы, – говорит Лариса. – Но как видите 25 лет прошло, и пока мы не богаты, но счастливы так это точно».

Доброе утро, Вьетнам

Вьетнам Бодены открыли для себя совершенно случайно: два года назад их пригласили туда отдохнуть друзья. «Мы были приятно удивлены страной – начиная от аэропорта и дорог, изобилия импортных продуктов и заканчивая людьми и их отношением, – рассказывает Лариса. – Когда прилетаешь в Украину, чувствуешь повсюду грусть и апатию, во Вьетнаме в любое время дня и ночи – приподнятая атмосфера, повсюду бойкая торговля, все улыбаются, все счастливы. То ли у них религия такая, то ли это желание что-то поменять в своей жизни».

Vt05
Вьетнам превращается в еще одного азиатского экономического гиганта. Хошимин (Сайгон)

По уровню возможностей Лариса сравнивает Вьетнам с Украиной 1994 года. Там сегодня стабильно растущая экономика и рынок, насыщенный пока импортными продуктами. В нем есть огромная ниша для собственного производства – как для локального потребителя, так и на экспорт. Здесь очень стабильный инвестиционный климат. То есть очень много факторов, которые играют в пользу того, чтобы начинать там бизнес.

«Поэтому имеет смысл попробовать еще раз, – уверена Лариса. – Возраст нам еще позволяет рискнуть и построить все с нуля».

22281881_1689635567722929_1064545685051088584_nИ Йохан взялся за строительство предприятия по производству напитков в Хошимине, бывшем Сайгоне. Когда-то эпицентр одной из самых страшных войн теперь перспективный бизнес-сити, в котором растут не только небоскребы, но и тренд производства напитков в небольших упаковках.

Устроив детей в международную школу, где Бодены-младшие на различных фестивалях представляют Украину, интернациональная пара окунулась во вьетнамскую жизнь.

22221823_1689635571056262_6400670124793104796_n

Запуск вьетнамского предприятия запланирован на следующий год.

Но и о своей украинской земле – в прямом и переносном смысле – Бодены не забывают. Потому что украинцы.